Попытка генетического подхода к исследованию личностных особенностей как возможного фактора риска при дуоденальной язве
Ф.Б.Березин, В.А.Альтшулер, С.А.Финогенова, Ю.Д.Шарец
Лаборатория генетики наследственных заболеваний Института медицинской генетики АМН СССР, Отдел психофизиологии и психодиагностики ЦНИЛ 1 ММИ им. И.М.Сеченова, Лаборатория общей патофизиологии Института психиатрии АМН СССР.
Изучение заболеваний с наследственной предрасположенностью, к которым относится и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (далее: дуоденальная язва), включает широкий круг исследований, однако с генетической точки зрения особое значение придается анализу ассоциаций заболевания с признаками, которые могут иметь этиологическое или патогенетическое значение. Такой подход в генетике мультифакториальных заболеваний представляется целесообразным, так как указаний на первичный дефект мы, как правило, не имеем. Установление ассоциаций позволит определить совокупность факторов риска, что будет иметь существенное значение при медико-генетическом консультировании в отношении дуоденальной язвы.
Помимо исследования при дуоденальной язве известных генетических маркеров (0/1/ группа крови системы АВ0, пол, несекретор. антигенов АВН и др.), существенное значение может иметь рассмотрение связи заболевания с признаками, наследование которых осуществляется более сложное (полигенные признаки). Среди этих последних особое место занимают особенности личности, генез которых определяется совокупностью средовых и генетических факторов. Изучение этих особенностей в плане ассоциации с дуоденальной язвой представляет собой часть программы исследования наследственной предрасположенности к данному заболеванию.
О целесообразности проведения такого рода исследования свидетельствовали многочисленные указания на наличие специфической связи некоторых заболеваний (в том числе, и дуоденальной язвы) с психологическими особенностями больных (Alexander, 1950, Danbar, 1955, А.М.Вейн и И.В.Родштадт, 1972, Ф.Б.Березин с соавт., 1976, и др.), а также на возможное существование личностной предрасположенности к язвенной болезни (В.И.Белов, 1971, В.А.Лавров и А.А.Шатенштейн, 1972, В.Б.Блейхер и Е.Н.Ревенок, 1973, Bre1tenste1n, 1966, и др.).
Ранее полученные результаты (В.А.Альтшулер с соавт., 1977) позволяли полагать, что имеются генетические факторы, обуславливающие сходство особенностей личности и актуального психического состояния больных дуоденальной язвой и их родственников 1 степени родства. Таким образом, предпринятое исследование преследовало такие цели, как оценка вероятности существования личностной предрасположенности к дуоденальной язве, оценка связи форм и течения заболевания с особенностями личности и актуального психического состояния больных, а также вероятности использования изучаемого признака в совокупности диагностических тестов при дуоденальной язве.
Решение перечисленных задач стало возможным благодаря семейным исследованиям в группе пробандов с дуоденальной язвой (пробанд – индвидид, с которого начинается изучение родословной), данным по нормативной выборке и группы больных с иным заболеванием.
Помимо клинического исследования для оценки состояния больных и их родственников применялась методика многостороннего исследования личности (Ф.Б.Березин и М.П.Мирошников, 1969), представляющая собой модифицированный и рестандартизированный вариант теста MMP1. Исследование проводилось в 1975-1977 г. в отделении патологии пищевода и желудка (зав. М.Ю.Меликова) Центрального НИИ гастроэнтерологии. За указанный период обследовано 100 больных дуоденальной язвой (56 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 45 лет и их 78 родственников 1 степени родства, среди которых дуоденальная язва отмечена у 7 человек, другие заболевания желудочно-кишечного тракта – 17 человек, прочие заболевания – 9 человек; практически здоровых – 45 человек (58%). Следует отметить, что частота дуоденальной язвы в выборке обследованных родственников близка к частоте этой патологии среди всех родственников 1 степени родства пробандов с дуоденальной язвой (по данным генеалогии).
Для оценки специфичности результатов, полученных в группе больных дуоденальной язвой, обследовано 40 больных хроническим колитом (за исключением неспецифического язвенного колита). Исследованные выборки не различались по возрастному составу и образовательному цензу.
Результаты, полученные по каждой из выборок, сопоставлялись с репрезентативной нормативной выборкой, по которой осуществлялась стандартизация указанной методики (Ф.Б.Березин с соавт., 1976).
Психическое состояние больных, страдающих дуоденальной язвой, определялось выраженным беспокойством за состояние своего физического здоровья и повышенной фиксацией на соматических ощущениях в сочетании с умеренно выраженной склонностью к избирательности контактов (ведущий подъем профиля на 1 шкале, повышение его на 7 и умеренное повышение на 0 шкале; рис. 1). Для больных с подобным типом профиля характерно наличие конституциональных черт, определяющих относительную легкость возникновения и выраженность вегетативного компонента тревожных реакций, что проявляется в многочисленных неприятных физических ощущениях (сенестопатический модус ощущений, по Leonhard). Полученные данные свидетельствуют об умеренно выраженных ипохондрических тенденциях у обследованных больных.
Ипохондрические тенденции у больных хроническим колитом были более выражены и сопровождались аффективной ригидностью, тенденцией к возникновению трудно корригируемых концепций, объясняющих с точки зрения больных их физическое состояние, склонностью ориентироваться при выборе линии поведения на внутренние критерии. В профиле методики многостороннего исследования личности эти черты выражались более высоким подъемом на 1 и пиками профиля на 6 и 8 шкалах (рис. 1).
Помимо оценки усредненных профилей, по данным методики многостороннего исследования личности вычислялся индекс Уэлша, отражающий уровень актуальной тревоги, снижение или устойчивость субъекта в условиях эмоционального стресса. В обеих группах больных отмечалось достоверное повышение указанного индекса (несколько больше у больных хроническим колитом) по сравнению с нормативной группой индивидов. Следует добавить, что достоверные различия получены при сравнении указанных групп больных и при сопоставлении каждой из этих групп с нормативной. Это свидетельствует, во-первых, о различиях особенностей личности и актуального психического состояния практически здоровых и исследованных групп соматически больных и, во-вторых, о наличии изменений, характерных для каждого из указанных заболеваний.
При сравнении усредненных профилей больных дуоденальной язвой с наличием осложнений и частых рецидивов (клинически отягощенная группа) и больных со «стандартным» течением заболевания (рис. 2) выявлены достоверные различия, свидетельствующие о большей выраженности отмеченных для дуоденальной язвы личностных особенностей у клинически отягощенных больных. Это проявляется более высоким уровнем тревоги, эмоциональной напряженности, большей ригидностью аффекта, а также некоторым своеобразием восприятия и модуса принятия решения. Достоверное различие получено при сравнении данных групп больных дуоденальной язвой и по индексу Уэлша (более высокий у клинически отягощенных больных).
Также при сравнении усредненных профилей наследственно отягощенных по дуоденальной язве больных (в родословных которых отмечено аналогичное заболевание в пределах трех степеней родства) и больных без наследственного отягощения отмечены различия (рис. 3), указывающие на более высокий уровень тревоги у пробандов с наследственным отягощением (достоверно более высокий усредненный профиль на 2 шкале и выраженная тенденция к повышению на 7 шкале).
При обследовании больных дуоденальной язвой с различными уровнями кислотности желудочного сока, нам, в отличие от Mazet и Bonf1ls (1970), не удалось обнаружить значимой связи между психическим состоянием больных и уровнями секреции соляной кислоты.
Таким образом, полученные данные обследования больных дают основание полагать, что психические особенности, характерные для дуоденальной язвы, более выражены у клинически отягощенных больных и (в меньшей степени) у больных с наследственным отягощением по дуоденальной язве. Учитывая это последнее различие, можно было считать, что сравнение усредненных профилей больных дуоденальной язвой (пробандов) и их родственников 1 степени родства, а также построение дискриминантной функции в этих группах позволит выявить заинтересованность генетических факторов в детерминации особенностей личности с большей достоверностью.
Обследование показало, что как пробанды, так и их родственники 1 степени родства характеризовались повышенной тревожностью, но различались частотой и выраженностью ипохондрических тенденций. В усредненных профилях это проявилось практически полным совпадением конфигураций на всех шкалах, кроме 1-й. На этой последней шкале у пробандов отмечался пик профиля, отсутствующий у родственников (рис. 4).
Поскольку оба сравниваемых профиля характерны для исходно тревожных личностей, а также в силу того, что появлению пика профиля на 1-й шкале в случае исходной тревожности обычно предшествует профиль с ведущей 2-й шкалой, можно полагать, что профиль родственников 1 степени родства (с ведущей 2-й шкалой) отражает психическое состояние, характерное для преморбидного периода дуоденальной язвы. Однако, нельзя исключить и того, что особенности психического состояния больных, отражающиеся в пике профиля на 1 шкале, не следствие самого заболевания, а один из факторов, обуславливающих его возникновение.
В связи с тем, что, как уже указывалось, выборку родственников 1 степени родства составили как практически здоровые, так и лица, страдающие тем или иным хроническим заболеванием, было целесообразно рассмотреть возможную зависимость психического состояния в этой группе испытуемых от соматического статуса. Однако сравнение (рис. 5) выявило у страдающих хроническими заболеваниями родственников лишь тенденцию к несколько более пристальному отношению к своему здоровью в сочетании с тенденцией к снижению уровня побуждений к активности (повышение профиля на 1 и 9 шкалах). Раздельное сопоставление усредненного профиля больных дуоденальной язвой с усредненными профилями практически здоровых и страдающих хроническими заболеваниями родственников выявило только одно отличие: профиль больных дуоденальной язвой на 1 шкале достоверно выше, чем профиль здоровых родственников, и почти полностью совпадает с профилем родственников, страдающих хроническими заболеваниями. Как и в выше рассмотренном случае, это может свидетельствовать либо о связи особенностей психического состояния, отражающихся в повышении профиля на 1 шкале, с соматическим страданием, либо с тем, что эти особенности увеличивают вероятность возникновения соматической патологии.
Наличие такого количественного показателя как индекс Уэлша позволило произвести подсчет коэффициента корреляции этого признака среди пробандов с дуоденальной язвой и их родственников 1 степени родства и на этой основе определить его наследуемость. Коэффициент корреляции индекса Уэлша в парах пробанд-родственник 1 степени родства оказался равным 0,34 ± 0,15. Наследуемость (по Falconer, 1965):
h2 = 2r о/р = 0,68, или 68%
Полученный коэффициент наследуемости позволяет предположить существенную заинтересованность наследственных факторов в реализации психологических особенностей при дуоденальной язве и, в частности, такого признака как уровень тревожности и устойчивости к эмоциональному стрессу.
Помимо этого, в группе пробандов с дуоденальной язвой был определен коэффициент корреляции между показателями индекса Уэлша и активностью холинэстеразы (в единицах активности) – фермента, снижение активности которого, по данным ряда авторов (А.В.Фролькис и Э.П.Сомова, 1974, и др.), имеет патогенетическое значение при язвенной болезни. Полученный коэффициент попарной корреляции (r = — 0,09 ± 0,1) достоверно не отличаются от нуля, что, в совокупности с отсутствием достоверных различий в усредненных профилях больных дуоденальной язвой в зависимости от уровней активности холинэстеразы, свидетельствует об отсутствии связи между данными исследуемыми признаками.
Наличие значимых различий между усредненными профилями больных дуоденальной язвой и нормативной выборкой позволили полагать, что существует некий комплекс отклонений, характерный для лиц с данным заболеванием. Для проверки этого предположения была использована дискриминантная функция Фишера, предложенная им с целью наилучшего разделения двух групп по некоторой совокупности признаков (Урбах, 1975).
Дискриминантная функция находится по формуле: F = c-1d, где c-1 – обратная средняя ковариационная (корреляционная) матрица; d – вектор-столбец разниц между средними значениями двух групп, выраженных в долях стандартного отклонения в случае использования корреляционной матрицы.
В результате сравнения возрастных групп нормативной выборки (для двух полов отдельно) было показано, что между некоторыми группами имеются значимые, но не систематические различия в средних значениях по отдельным шкалам; корреляционные матрицы (таблицы попарных коэффициентов корреляции между отдельными шкалами) возрастных групп внутри одного пола практически равны. В однородных по полу группах больных дуоденальной язвой выраженной корреляции с возрастом также не обнаружено.
При сравнении мужских и женских выборок было показано, что в нормативной выборке при практическом совпадении средних значений по отдельным шкалам имеется значимое различие корреляционных матриц (p < 0,01). В группе больных дуоденальной язвой половых различий по данным признакам не обнаружено.
Средние значения и стандартные отклонения по отдельным шкалам в группе больных дуоденальной язвой, стандартные отклонения в нормативной выборке и корреляционные матрицы представлены в таблицах 1 и 2.
Доля ошибочного отнесения (?) по дискриминантной функции, полученной по всем 13-ти показателям, была равна 0,174, или 17,4%. Коэффициенты при признаках в дискриминантной функции показывают, что для «типичного» больного дуоденальной язвой характерно повышение по сравнению с нормативной выборкой по F, 1, 2 и 9 шкалам, одновременно с понижением по К, 3 и 8 шкалам. Исключение остальных шкал не отразилось на разрешающей способности функции. Кроме того, можно отметить, что наиболее важным элементом, характерным для больных дуоденальной язвой, является повышение по 1 шкале.
Коэффициенты дискриминантной функции представлены в таблице 3.
Среднее значение дискриминантной функции в группе больных дуоденальной язвой было равно 14,51 со стандартным отклонением 2,70; в нормативной выборке эти характеристики равнялись соответственно 10,74 и 1,74. Таким образом, полученная дискриминантная функция дала достаточно хорошее разделение по исследуемым психологическим особенностям больных дуоденальной язвой и практически здоровых индивидов.
Для решения вопроса о том, является ли полученный для дуоденальной язвы комплекс результатом заболевания или отражает элементы наследственного предрасположения, была использована выборка родственников 1 степени родства больных дуоденальной язвой (78 человек, из которых у 45 не было никаких хронических заболеваний). Среднее значение дискриминантной функции (и стандартное отклонение) в общей группе родственников было равно 13,15 (2,33); в группе практически здоровых родственников – 12,60 (2,13), что достоверно отличается от соответствующего показателя в нормативной выборке. Полученный результат позволяет предполагать, что исследуемые психологические особенности могут являться маркером наследственного предрасположения к дуоденальной язве.
На основе полученной дискриминантной функции и с учетом определенных нами (Б.А.Альтшулер и Ю.Д.Шарец) генеалогическим методом частот дуоденальной язвы среди родственников 1 и 2-й степеней родства больных дуоденальной язвой и в контрольной группе (эти показатели соответственно равны 7,66%, 1,31% и 0,50%) были вычислены вероятности заболевания дуоденальной язвой для каждой из данных трех групп (таблица 4). В левом столбце обозначены границы интервалов значений дискриминантной функции. Значение дискриминантной функции для конкретного индивида равно сумме произведений значений по шкалам на соответствующий коэффициент (см. табл. 3).
Таким образом, проведенные исследования показали, что психическое состояние больных, страдающих дуоденальной язвой, определяется умеренно выраженными ипохондрическими тенденциями, повышенным уровнем тревоги и снижением устойчивости к эмоциональному стрессу. Эти особенности были более выражены у больных с осложненным течением заболевания и частыми рецидивами, а также (в меньшей степени) у больных с семейной отягощенностью по данному заболеванию. В то же время анализ связи личностных особенностей с ацидным статусом больных и активностью фермента холинэстеразы значимой зависимости не обнаружил. Семейные исследования выявили значительное сходство актуального психического состояния и особенностей личности больных дуоденальной язвой и их родственников 1 степени родства, хотя эти группы и различались по уровню ипохондрических тенденций (значимо более выражено у больных). Сказанное подтверждается также результатами дискриминантного анализа, который показал возможность использования данных методики многостороннего исследования личности как диагностического признака при дуоденальной язве (доля ошибочного отнесения 17,4%) в совокупности диагностических тестов данного заболевания. Тот факт, что средние значения дискриминантной функции для родственников 1 степени родства занимают промежуточное положение между средними для больных дуоденальной язвой и нормативной выборкой и достоверно отличаются от среднего значения последней, позволяет рассматривать особенности личности и актуального психического состояния как маркер наследственного предрасположения и как показатель семейных влияний на формирование указанных особенностей. Использование этого признака в данных о частотах дуоденальной язвы среди родственников различных степеней родства и в контроле позволило построить шкалу вероятностей заболевания в каждой группе. Эти данные могут иметь значение для прогноза здоровья в отношении изучаемого заболевания.
Полученные результаты, позволяющие дифференцировать больных дуоденальной язвой от практически здоровых, могут тем не менее быть типичными не только для дуоденальной язвы как таковой, но и для более широкого круга заболеваний, в генезе которых большую роль играет эмоциональный стресс (так называемые психосоматические заболевания). Решение этой проблемы должно быть предметом самостоятельного исследования.
РЕЗЮМЕ
С целью выяснения возможности использования особенностей личности и актуального психического состояния в качестве фактора риска заболевания дуоденальной язвой проведено исследование в группе больных дуоденальной язвой и их родственников 1 степени родства. Результаты сопоставлялись с данными обследования больных хроническим колитом и нормативной выборкой. Показана зависимость характерных для дуоденальной язвы особенностей личности от течения заболевания и его наследственной отягощенности, а также значительное сходство больных и их родственников 1 степени родства по изучаемому признаку. Дискриминантный анализ показал возможность использования особенностей личности и актуального психического состояния в качестве одного из диагностических признаков заболевания дуоденальной язвой. Значения дискриминантной функции, полученные для родственников 1 степени родства, позволяют рассматривать указанные особенности как маркер наследственного предрасположения и показатель семейных влияний на формирование особенностей личности при дуоденальной язве. Построена шкала вероятностей заболевания в группах родственников 1 и 2 степени родства больных дуоденальной язвой и в популяционной выборке.
Добавить комментарий