Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Культура

К предыдущему

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

КУЛЬТУРА

"Герметическая педагогика", то есть превращение "русалок" в людей, состоит в воспитании способности ощущать "музыкальное время" (чувствовать потребность в "музыкальной судьбе"). При этом изоляция от привычного мира (но не от тайны, которая также становится элементом воспитания) рождает в ученике дух иронии, позволяющий рассматривать реальный мир как один из возможных миров ("отстраненное" восприятие мира). Таково воспитание в духе культуры.

Это объясняет также, почему культурная традиция характеризуется способностью воспринимать искусство, которое стихийным существам, привязанным к сущности, показалось бы пустой игрой (в особенности, японская икебана и другие виды орнаментального искусства, превращающие отдельное и случайное в продуманную музыкальную композицию). Здесь мир хобби опять смыкается с миром культуры, о чем мы уже говорили. Такой взгляд на культуру включает в ее сферу многие народы, которых просветительская традиция XIX века относила к дикарям, так как культуру понимала как набор внешних признаков, свидетельствующих о "просвещении". Не случайно многие утилитаристы прошлого столетия вообще отрицали все виды искусства как лишенные "положительного знания" ("сапоги выше Шекспира").

В то же время, если рассматривать стремление к "музыкальному бытию" как главный признак культурности, мы должны считать культурными, например, полинезийцев, достигших поразительных высот в искусстве украшения, а также в игре.

Таким образом, герметическая педагогика видит цель культуры не в том, чтобы заглянуть за театральный занавес, скрывающий, по мнению сторонников положительного знания, подлинную реальность (наивные зрители, они думают, что именно там им откроется главная суть театрального действа — мнение, разделяемое многими театральными деятелями), а в том, чтобы, отгородившись занавесом от внешнего мира, создать замкнутый, живущий по своим законам, театральный мир.

Такая трактовка культуры напоминает один из вариантов "платоновской пещеры", которая рассматривается как некий искусственный мир, присоединенный в произвольной точке к внешнему привычному миру. Эта пещера является вместилищем логического мышления, только в ней и возможного, поскольку она отгораживает человека от контекста, от необходимости вникать в "суть дела."

В этом смысле понятно, почему университетский курс некогда назывался "изучением свободных искусств". Ведь его целью было освобождение студентов от "контекста", от привычного мира. Иначе говоря, человек, как бы ни были велики его запасы информации, остается человеком, "воспитанным на улице", то есть по определению неспособным логически мыслить.

Высшая же форма духовной свободы приходит именно благодаря освобождению от здравого смысла, которое дает возможность мыслить последовательно, то есть включает в мир игры, рожденный герметической педагогикой.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *