Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

ВВЕДЕНИЕ

Все более широкое распространение методик, которые дают возможность объективизировать и количе-ственно оценить психические явления, вызвано необходимостью дополнить и уточнить клинические методы оценки психического состояния применительно к задачам психологических и психиатрических исследова-ний. Одним из путей решения этих задач может быть разработка и применение психодиагностических тес-тов, позволяющих оценить особенности личности и актуального психического состояния исследуемого пу-тем сравнения этих особенностей с ранее установленными психологическими стандартами. Психодиагно-стические методики не могут претендовать на роль единственного способа изучения психического состоя-ния, но они могут иметь существенное значение для получения более полных и объективных данных, необ-ходимых при решении вопросов, связанных с диагностикой, прогнозом, разработкой системы коррекции психического состояния и реабилитации. Диагностическая ценность метода будет при этом определяться уровнем предварительной исследовательской работы (которая обеспечивает адекватность тестового мате-риала, достоверность используемых стандартов и валидность), объемом исследуемых психологических ха-рактеристик и значимостью этих характеристик для решения стоящих перед исследователем задач, накоп-ленным опытом применения теста. Чем шире объем параметров, оцениваемых с помощью теста, и круг во-просов, для решения которых могут быть использованы полученные данные, чем больше опыт его примене-ния в различных областях, тем больше универсальность теста, тем более широкое распространение он мо-жет получить.
С этой точки зрения описываемая методика многостороннего исследования личности может считаться одной из наиболее универсальных.
При индивидуальной психодиагностике одновременная количественная оценка с помощью рассматри-ваемой методики целого ряда значимых психологических параметров дает возможность в течение короткого времени получить важные данные для суждения об особенностях личности испытуемого, его психическом состоянии в момент исследования, о сравнительной значимости различных характеристик в общей картине состояния, о том, в какой мере целесообразно проведение психокоррекционных мероприятий. Ценные сами по себе эти данные могут также служить основой для направленного психологического интервью или кли-нического исследования.
Клиницисту-психиатру методика позволяет лучше оценить различные аспекты психического состояния. При этом речь идет не о нозологической психиатрической диагностике, а лишь о получении дополнитель-ных данных для суждения о выраженности, особенностях и синдромологической картине психопатологиче-ских явления, а также для оценки динамики состояния и эффективности терапии. В соматической медицине методика может быть использована для суждения о значении личностных характеристик и актуального пси-хического состояния в патогенезе и формировании клинической картины заболевания, для исследования особенностей психической сферы и психосоматических соотношений, общих и специфических при разных заболеваниях, для суждения о целесообразности психотропной терапии и оценке терапевтической динами-ки.
Анализ динамики психического состояния под влиянием психофармакологических средств или различ-ных форм психотерапии, сравнительная оценка эффективности тех или иных психотропных препаратов или психотерапевтических методов для коррекции психического состояния, для купирования разных типов пси-хопатологических явлений может рассматриваться и как самостоятельная область применения методики.
Использование методики представляется целесообразным в любых исследованиях, в которых требуется количественное выражение и сопоставимость результатов, изучение большого числа испытуемых в ограни-ченные промежутки времени, установление корреляций особенностей личности и актуального психического состояния с любыми независимыми переменными.
Методика может быть применена для исследования больших контингентов с целью выявления групп по-вышенного риска в отношении возникновения психических и психосоматических нарушений, особенно в условиях эмоционального напряжения или деятельности, предъявляющей повышенные требования к психи-ческой устойчивости. Выделение таких групп обеспечивает возможность систематического наблюдения за лицами, относящимися к этим группам, своевременного проведения психогигиенических и психокоррекци-онных мероприятий, а в случае необходимости, клинического обследования и лечения.
Количественная оценка выраженности психических нарушений, возможность статистической обработки, абсолютная сопоставимость данных, полученных различными исследователями, позволяет считать приме-нение психодиагностических методик вообще и. методики, описываемой в предлагаемой работе, в частно-сти средством, существенно повышающим надежность эпидемиологических исследований, которые пред-полагают изучение больших популяций для оценки эффективности психической адаптации, определения распространенности психических нарушений среди населения, факторов, влияющих на эту распространен-ность, изменения психического состояния в различных условиях.
Методика успешно применяется в комплексе методов, используемых для профессиональной ориентации, профессионального отбора и прогноза эффективности различных видов деятельности. В педагогической практике методика дает возможность получать ценные данные для построения индивидуализированного подхода к учащемуся, обеспечивая установление необходимого контакта и большую успешность обучения.
Необходимо подчеркнуть, что обязательным условием использования методики для решения любой из перечисленных задач является психологическая или психиатрическая квалификация исследователя, предва-рительное изучение методики, а также приобретение достаточного опыта работы. Применение стандартизо-ванных методик не избавляет, таким образом, от необходимости иметь квалификацию в области личностной диагностики, но позволяет использовать эту квалификацию в условиях, обеспечивающих большую объек-тивность и достоверность полученного результата.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *