Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Естественная точка зрения на развитие

К предыдущему

Два времени

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

Но для Бергсона это "логика твердых тел", характер­ная для интеллекта искусственная трактовка явления. В "Волшебной горе" Т.Манна (мы уже много раз к ней обращались) говорится о втором времени рассказа, то есть наряду с собственным ("музыкальным") време­нем, определяющим самое течение рассказа, вводится время содержания рассказа, подчиненное законам пер­спективы.

Именно это замечание (наличие естественного време­ни) приводит к мысли о расширении теоретической конструкции таким образом, чтобы второе время (на­правленное в одну сторону) объединялось бы с музы­кальным. Мы опять приходим к идее двух сущностей: эпической (естественной) и драматической. Надо лишь иметь в виду, что под трагическим подразумевается особый тип завершенности, при котором все части про­цесса становятся его элементами, то есть процесс вклю­чает финал как существенный элемент. В этом смысле "Женитьба" Гоголя, представляющая собой комическую интерпретацию истории Гамлета, не менее трагична, чем повесть о принце датском. Ведь действия Подколесина столь же предопределены музыкальной структурой пьесы, как и судьба Гамлета.

Здесь особенно ясно видно, что две концепции време­ни, о которых идет речь, это два способа измерения вре­мени. Собственно временное деление (по часам) предполагает возможность взгляда извне, то есть сравнение с некоторым привнесенным эталоном. Иначе говоря, время рассматривается, как нечто вносимое наблюдате­лем, не вытекающее, подобно силам гравитации, из са­мой сущности объектов. При этом такая "внешность" процесса измерения по отношению к объекту, чье время измеряется, или, как говорил Кант, трансцендентальный характер этого процесса, вовсе не означает субъектив­ность (связанность с психологией наблюдателя, как счи­тали многие критики Канта). Напротив, внешний харак­тер измерения как раз гарантирует некоторую степень независимости объекта от процесса измерения. Ведь при этом процесс измерения предполагает некоторое равенство (иначе мы не могли бы сравнивать объект и эталон), но равенство означает, что измерение проводится в некотором допустимом классе систем отсчета.

Измерение, предполагая равенство, тем самым предпо­лагает некоторый принцип относительности (симметрии), а значит — некоторую степень независимости объекта от выбора системы отсчета. Такая точка зрения действи­тельно, до известной степени, исключает движение. Поэто­му процесс воспринимается как некоторая конструкция, то есть введение симметрии как предпосылки механи­ческого измерения времени предполагает геометриче­скую точку зрения на время, трактующую время как измерение. Именно тогда становятся возможными раз­личные операции временного обращения. Тем самым становится оправданным релятивистский взгляд на время, основанный на различных симметриях и их отношениях.

Время, вводимое релятивистским образом, то самое, что мы называли трагическим или "музыкальным", есть поток, замененный теоретическим прообразом течения (иерархией теоретических конструкций). Другое же время содержит в себе свой принцип измеримости, свои метрические свойства. Здесь метрика уже не является внешней по отношению к материальным объектам, она связана с их свойствами, с их сущностью. Ранее могло показаться, что речь идет о понятиях времени, характер­ных для научного подхода и для искусства. Именно так думал Бергсон, сопоставляя механическую и творческую эволюции. В действительности же имеется теоретическая конструкция, воплощающая именно естественное время, не допускающее точки зрения извне, то есть, по сути, исключающее понятие прибора (сравнение объекта и эталона).

Можно сказать, что измеряемое часами время ближе всего как раз к музыкальному. Ведь и в музыке, и в механическом измерении времени суть в том, что неко­торый процесс изымается из контекста. И с общей точки зрения безразлично, лежит ли в основе измерения меха­нический процесс, заданный поведением маятника, или же некоторый музыкальный замысел. Вопреки распро­страненной точке зрения романтиков, такая изъятость не имеет ничего общего с обыденным временем, несмотря на внешнее сходство. Бергсоновское же время весьма близко к обыденному ввиду своей неотделимости от внешнего мира.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *