Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Комментарии — 5. («Война. Поселок Приуральный»)

Очень интересно про подробности эвакуации. Мне она всегда представлдялась,как что-то понятное и цельное.
Хочется больше подробностей!

Дорогая Надя, эвакуация это переход не только из одного места в другое, а переход из одной жизни в другую. Я не думаю, что тут решают подробности. Самое важное — именно этот факт смены миров.
Будьте счастливы
Ф.Березин

Неужели тогда можно было где-то читать религиозную литературу? Наверное, у меня какие-то скупые представления о соцвременах…

Религиозную литературу можно было читать всегда, она никогда не была под запретом. Свою последнюю библию (каноническую, на мой взгляд перевод с несколько неудачен, а может быть, я просто привык к другому тексту) я купил в Томске в начале 80-х после личной аудиенции у епископа. Во время войны, поскольку читать было нечего, я читал библию ежедневно один или совместно с хозяевами дома, в котором мы тогда жили. У них это вызывало одобрение, тем более, что я не отказывался почитать вслух. Думаю, что я до сих пор не плохо знаю библейские тексты.

Думаю, это хорошее качество. Я и сам когда-то работал в церкви — пел в хоре. Это продолжалось 4 года. Потом убеждения мои во многом разошлись с религиозными догмами, и я ушёл. Но до сих пор считаю Библию книгой великой мудрости.

Поскольку мне не дана способность верить, я только читаю и оцениваю, я думаю, что Библия в основном великая книга, но есть в ней и куски, которые великими отнюдь не представляются. Но вообще, если вспомнить, что я еврей, то это значит, что я принадлежу к народу книги и интерес к Библии у меня может быть генетическим, поскольку религиозного образования я не получал. Во всяком случае, очень многое в Библии я читаю с большим интересом, а некоторые книги, например "Экклезиаст или песнь песней", я считаю хорошей литературой. Я вполне понимаю пожилого еврея, который на праздник Симхат Тора плясал "на разрыв сердца", утверждая, что кроме Торы у него ничего нет.

Ценность Библии можно обнаружить, даже не рассматривая её через призму религии. Её уникальность в том, что многие ценности объяснены на простых жизненных ситуациях. "Великое в малом", как говорил мой священник.

Я никогда не рассматривал Библию через призму религии. Скорее, я сопоставлял её с историческими и археологическими источниками. Объяснение многих ценностей на простых жизненных ситуациях — ценное качество, но оно свойственно не только Библии и не этим, по-моему, определяется её основная ценность. Впрочем, Вы ссылаетесь на своего священника, а я обычно не спорю со специалистами.

Можно было. Достать, порой, было трудно. Бабушка моя держала дома "Библию для верующих и неверующих" исключительно из-за того, что там цитат из Библии было много.

Глубокоуважаемый Алексей!

Чтение религиозной литературы при советской власти не преследовалось. Достать основные источники было нетрудно. Тот экземпляр Библии, который у меня был до имеющегося сейчас — последнего, я купил в поселковой церкви во время одной из своих заполярных экспедиций. Можно говорить только о недостатке религиозного образования в тот период. Теологов, получивших специальное образование, было мало, и они не могли обеспечить преемственности.
До связи,
Ф.Березин

Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

Я о том же, где-то. Не слышал ни разу, чтобы за хранение и употребление 🙂 Библии кого-то привлекали. Но чтобы достать было просто… Было б так, то не возили бы контрабандой под страхом наказания.

Что правда, собственного опыта у меня нет, поскольку заинтересовался когда уже купить можно было и в обычном букине.

Всего Вам доброго,
Алексей

Глубокоуважаемый Алексей!
Я свою первую Библию купил просто в одном из северных храмов, да еще и со священником познакомился и разговорился. Библия никогда не относилась к числу запрещенных изданий. Синодальная каноническая Библия издавалась Патриархией.
До связи,
Ф.Березин

«Похоже, что господь хранил меня»
Мне кажется, что Вы хотели написать «Господь» с большой буквы.

Пожалуй, Вы правы, не могу понять, почему я не осуществил этого желания.

Интересно, Энгелина Борисовна рассказывает историю, что "бронепоезд", который забрал вас в Нежине, отправился в Харьков, но высадил вас в чистом поле, т.к. получил радиограмму отправляться на фронт. И до Харькова вас довез другой поезд, на который вы закинули вещи и заскочили на ходу.

Я не берусь обсуждать мотивы, которыми руководствуется Энгелина Борисовна. Я на бронепоездах не ездил. В Нежине не ощущал смертельной опасности — фронт был ещё далеко. А бронепоезд состоит из паровоза, 4 бронеплощадок, на каждой из которых 76мм орудие, и двух платформ сзади и спереди, на которых лежат рельсы, шпалы и прочий и инвентарь для починки пути, если таковой выйдет из строя. Командир бронепоезда находится на паровозе. Не знаю, как Энгелина Борисовна, а я бы в бронепоезде не поместился 🙂 Кстати, радиограмма — очень редкий вид связи для бронепоезда. Рельсы и идущие вдоль путей провода обычно приспосабливаются для оперативной связи. Да, ещё о повороте поезда. Бронепоезд всегда на фронте и поворачивать ему не свойственно.

Эх, я вот только переживаю, чтобы вы не разругались из-за всей этой интернетной темой. Она всегда с такой нежностью о Вас отзывается, что я даже все время интересуюсь как Вы, только чтобы услышать эти интонации.

Я не склонен к конфликтам и ссорам. Энгелине Борисовне повезло, и она вопреки всем вероятностям прокатилась на бронепоезде. Мне такая удача не светила. Но одним бронепоездом больше или меньше — недостаточное основание для конфликта близких людей. Если Вас почему-то интересует этот вопрос, то между мной и Энгелиной Борисовной конфликта нет.
(Удалённый комментарий)

Глубокоуважаемый Андрей!
Я действительно никогда не входил в броневагон, но знаю о бронепоездах много, потому что мой друг Ион Деген до поступления в танковое училище был командиром разведки бронепоездов. Анекдотов про линию партии было много, но анекдот о том, что "я колебался вместе с линией партии", мне понравился и запомнился.
До связи,
Ф.Березин
(Удалённый комментарий)

Глубокоуважаемый Андрей!
Я всегда отвечал на комментарии и буду продолжать на них отвечать, пока это будет физически возможно.
До связи,
Ф.Березин

прошу меня простить, но раз тут жж, то можно и оставлять комментарии, а то я вас наверное утомила совсем, но так хочется высказаться))

и вот я о чем, бабушки детский дом как раз эвакуировали в то же время, в которое вы и пишите…помнится больше всего бабушке было жаль хозяйства-у них было хорошее хозяйство и было все посажено.

так вот, они с несколькими детьми почему-то опоздали на тот состав, в котором уезжал весь детский дом. они обратились к начальнику вокзала и тот посадил их на другой состав, обнадежив, что они вскоре догонят своих. и они действительно догнали- состав разбомбили полностью!!!
тогда детьми было принято решение вернуться обратно-все же хозяйство и т.д.
шли пешком, по дороге даже встретили немцев, которые их любезно подвезли.

Дорогая Изабелла,
немецкая любезность — штука коварная. Быть любезным после того, как было уничтожено около миллиона мирных жителей — это значит вообще не отдавать себе отчёта в том, что происходит. В том, какое зло они принесли мир.
Ф.Березин

везде есть люди, а солдаты вообще люди подневольные((

Дорогая Изабелла!
Не выполнить преступного приказа означало риск попасть под суд уже в Германии. Но все-таки находились люди, которые преступных приказов не выполняли. Таких действительно можно считать людьми.
Ф.Березин.

Перечитала еще раз этот Ваш пост внимательно. Прежде меня в образе Вашей мамы потрясали верность коммунистическим идеалам, доверительные отношения с детьми, несмотря на частые разлуки, самообладание — а теперь я поняла, что это была еще и не просто умная, а очень умная женщина.

Дорогая Наташа!
Моя мама – ее звали Нехама Давидовна – была, безусловно, очень умным человеком. Но кроме того, она обладала редким талантом почти мгновенно устанавливать доверительные отношения с окружающими. В тракторной бригаде, где она работала учетчиком-заправщиком, к ней приходили за советом по любому поводу, даже по поводу того, что исправный трактор не заводится :). На что мама спросила: "А вы читали в инструкции раздел "Простейшие неполадки"? На что трактористка ответила: "Кто же эти инструкции читает"? На что мама взяла инструкцию, прочитала "Простейшие неполадки" и завела трактор. Это сразу повысило ее авторитет.
И когда на зиму ее взяли в правление колхоза в качестве помощника председателя колхоза, бригадир сказал: «Так Давыдовна же в конторе не задержится. Через два месяца выедем в поле, что ж она, здесь усидит?» Председатель ответил: «Из конторы никто ещё добровольно не уходил». Но бригадир оказался прав: в мае тракторная бригада выехала в поле, и мама вернулась на своё место учётчика-заправщика..
И представляя меня в возрасте от 11 до 14 лет, просто говорили: "Это сын Давыдовны". Это имя в поселке Приуральный знали все.
А для того чтобы понять по грохоту артиллерии, что Киев окружают, мало было быть умной или очень умной. Надо было иметь военный опыт. Мама имела его с гражданской войны.
Всегда благодарный Вам,
Ф.Березин.

Edited at 2012-08-03 19:37 (local)

Спасибо! Потрясающие тексты.

Мой дедушка рассказывал мне, что когда бомбили Москву, они также орудовали щипцами, бросали зажигалки в ящики с песком.

Глубокоуважаемый Никита!
Слова "потрясающие тексты" прозвучат как лестные для любого автора. Но зажигалки, щипцы и ящики с песком для меня не рассказы, а воспоминания. Я был еще мальчишкой тогда, но при воздушной тревоге мы бежали не в бомбоубежище, а на крышу.
Ф.Березин.

Феликс Борисович, прочитав про откидную кровать в Студебеккере, в котром вы ехали, я точно перенёсся туда, в то время и место, в котором вы были. Уютное ощущение! Или вот эпизод, как вы читаете Писание, тоже вызывает "пространственно-временную эипатию".

Максим.

Глубокоуважаемый Максим!
Такое восприятие Вами моих текстов свидетельствует о их живости и воспроизводимости в правополушарной системе хранения информации, что дополняет теоретический анализ самой картины.
До связи,
Ф.Березин

Дорогая Шакко!

Приятно прочесть, что мои тексты вызывают у Вас интерес.

С наилучшими пожеланиями,
Ф.Березин

Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

Опять очень подходящие фотографии Вы подобрали. Понять войну, такое вот бегство, если не коснулось, невозможно, конечно. Моей бабушке, пережившей неудачную эвакуацию, это близко. В какой-то степени и дальним родственникам, так, кажется, недавно бежавшим из Абхазии. А мне… Только и мыслей, что "не дай бог никому".

В Библии я, в свое время, зачитывался историей про избрание Саула царем. Довольно многозначительная, но нравилась она мне, не знаю как сказать, за стиль изложения, что-ли… Не знаю. Чувствовалось что-то яркое и радостное, не смотря на печальную подоплеку этого всего.

С глубоким уважением,
Алексей

Глубокоуважаемый Алексей!
Фотографии действительно характерны для того времени. Даже когда трудности эвакуации не касаются близких, мысли, что "не дай бог никому", все равно приходят в голову. Уже прошло более 60 лет после того, как закончилось перемещение эвакуационных масс людей, связанное со Второй мировой войной. И все-таки небольшие эвакуационные потоки передвигаются в мире постоянно.
До связи,
Ф.Березин

Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

Опять начал перечитывать Ваши воспоминания. Тогда и сейчас — небо и земля, конечно, хотя не прошло и года…

Про Библию вспомнилось еще, что нравились мне оттуда "женские романы"): Книга Руфь и Книга Эсфирь.

Фотографии пропали, к сожалению.

Всего доброго,
Феликс Борисович.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *