Психическая адаптация и профессиональная деятельность
Концепция психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе человек-среда, позволяя достигать максимально возможной эффективности поведения и его физиологического обеспечения, можно рассматривать в качестве основы системного подхода к исследованию профессиональной деятельности. При анализе профессиональной эффективности адаптация оценивается на уровне той микросоциальной среды, в которой непосредственно реализуется поведение. В этом случае четко проявляется адаптационное значение адекватности микросоциального взаимодействия. Вместе с тем интенсивная профессиональная деятельность тесно связана со всеми тремя аспектами психической адаптации, требуя для своей реализации сохранения психического гомеостаза и устойчивого целенаправленного поведения (собственно психическая адаптация), адекватного взаимодействия с другими участниками деятельности (социально-психологическая) и оптимального соотношения между психическими и физиологическими адаптационными процессами (психофизиологическая).
В системе человек—среда взаимодействие индивидуума с теми аспектами окружения, которые определяются его профессиональной деятельностью, является одним из наиболее существенных для психической адаптации. При этом эффективная психическая адаптация, по-видимому, представляет собой одну из предпосылок успешной профессиональной деятельности, определяя те свойственные субъекту «качества и их сочетания, которые способствуют приспособлению человека к труду» [Котик, 1981, с. 56].
Роль психической адаптации для профессиональной деятельности возрастает по мере увеличения значения этой деятельности (как одной из наиболее важных сфер реализации адаптационного процесса) и расширения круга профессиональных ситуаций, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, обращения этих требований преимущественно (а нередко и исключительно) к механизмам психической адаптации. При этом требования к психической адаптации в соответствии с общими закономерностями можно поставить в зависимость от тенденции к возникновению или усилению в профессиональных ситуациях психического стресса. Исследования в этом направлении приобретают особую актуальность в свете представлений о возможности выделения групп повышенного риска, характеризующихся выраженностью указанной тенденции, и круга ситуаций, в которых реализуется этот риск.
Такие ситуации могут создаваться, в частности, динамичностью развертывания событий, необходимостью быстрого принятия решения и его реализации, особенно в случаях повышенной ответственности за последствия принятого решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему (количественная перегрузка) или степени сложности (качественная перегрузка), противоречивые или неопределенные требования (ролевой конфликт, ролевая неопределенность), несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решения [Kahn, 1974; Chischolm et al., 1983; James, White, 1983; Shaw, Riskind, 1983; Keenan, Newton, 1984].
Чем более выражены стрессогенные воздействия, тем большее значение приобретают психодиагностические характеристики, способствующие формированию эмоционального напряжения или обусловливающие устойчивость по отношению к стрессу. С недостаточно эффективной психической адаптацией при этом могут быть связаны эмоциональная неустойчивость, препятствующая выполнению необходимых действий с удовлетворительным результатом, и недостаточная способность субъекта интегрировать свое поведение в условиях конфликта, вызванного противоречивыми производственными диспозициями. Роль этих факторов для успешности и безопасности труда была показана в ряде исследований (см., например: [Ehlers, 1964]).
Уже приведенное перечисление ситуационных факторов, существенных для возникновения стресса, указывает на роль микросоциального взаимодействия, недостаточная эффективность которого может обусловливать ролевой конфликт или ролевую неопределенность, неадекватность уровня притязаний, несоответствие между избранной деятельностью и индивидуальными потребностями. Однако значение микросоциального взаимодействия этим не исчерпывается. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных условиях, служат поддержка профессиональной группы, возможность открытой коммуникации, способность строить межличностные отношения [Das, 1982; Karasek et al., 1982; Seers et al., 1983]. С этими обстоятельствами может быть связана профессиональная значимость особенностей межличностных коммуникаций и межличностных отношений [Капустина, 1979; Фаустова, 1980; Чикер, 1981]. И наконец, от особенностей микросоциального взаимодействия в существенной мере зависят ощущение принадлежности к профессиональной группе, усвоение профессиональных ролей и чувство ответственности за результаты деятельности. Все изложенное свидетельствует о значении комплекса психодиагностических характеристик, определяющих микросоциальное взаимодействие, для психической адаптации в профессиональной среде.
Влияние на профессиональную деятельность уровня активности, энергетического потенциала и способности к логической переработке информации, способствующих повышению эффективности деятельности и уменьшающих возможность количественных и качественных перегрузок, определяет зависимость эффективности психической адаптации от комплекса психодиагностических характеристик, который отражает состояние перечисленных функций.
Поскольку собственно психическая (включающая особенности личности, актуального психического состояния и логической переработки информации) и социально-психологическая (особенности микросоциального взаимодействия) сферы наряду с интегративными церебральными системами и периферическими вегетативно-гуморальными механизмами участвуют в сложной системе реализации психофизиологических соотношений, эффективность их функционирования является одной из предпосылок оптимального физиологического обеспечения профессиональной деятельности. Психодиагностические характеристики, значимые для психической адаптации и соответственно существенные для эффективной адаптации в профессиональной среде, входят, как было показано выше, и в число переменных, существенных для регулирования физиологических параметров и соответственно для формирования психофизиологических соотношений.
Значение психофизиологических соотношений для сохранения и психического, и физиологического гомеостаза в условиях профессиональной деятельности тем выше, чем более сложны эти условия и чем более высокие требования предъявляют они к адаптационным механизмам. Вероятность нарушения регуляторных функций, появления клинически выраженных нарушений собственно психической и психофизиологической адаптации особенно велика в том случае, если несоответствие между этими требованиями и возможностями индивидуума обусловливает интрапсихический конфликт, вызванный необходимостью выбора между двумя уже упоминавшимися адаптационными стратегиями: сохранением психического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижения профессионально значимых результатов или достижением таких результатов ценой нарастания психической напряженности и психофизиологических сдвигов. Выбор между этими стратегиями при высокой индивидуальной ценности профессиональных результатов и признании их окружением по сути дела представляет собой выбор между эффективностью социально-психологической адаптации за счет ухудшения собственно психической и психофизиологической или эффективностью последних за счет ухудшения микросоциального взаимодействия в профессиональной среде. В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса, интенсивность которого в условиях профессиональной деятельности коррелирует с частотой пограничных психопатологических (в частности, невротических) симптомов и расстройствами функционирования тех или иных физиологических систем [French et al., 1974], т. е. с клинически выраженными проявлениями нарушений собственно психической и психофизиологической адаптации.
Исследования психической адаптации в условиях профессиональной деятельности тем более существенны, что такие нарушения наблюдаются даже у представителей профессий, деятельность в которых предполагает предварительный медико-психологический отбор. В частности, направленное исследование позволяло обнаруживать лиц с различными пограничными психопатологическими явлениями среди авиационного персонала [Blanc et al., 1969; Longo, 1977; Melton, 1978; Sparvieri, 1978; Иоселиани, 1980]. Предпосылки к нарушениям психической адаптации и развившиеся ее нарушения могут быть выявлены при этом с помощью комплексной оценки психологических и психофизиологических параметров [Лукьянова, Малкин, 1977; Бодров, Лукьянова, 1981].
Поскольку стабильная психическая адаптация может обеспечиваться только в случае достаточной эффективности всех ее аспектов, при выборе критериев оценки адаптированности в условиях профессиональной деятельности наряду со способностью к достижению значимых профессиональных результатов необходимо учитывать возможность такого достижения без нарушения физического и психического здоровья. В основе уже упомянутого расхождения адаптационных стратегий, обеспечивающих соответствие адаптации индивидуума каждому из этих критериев, может лежать различие их связи с определенными психодиагностическими характеристиками, в силу чего организация адаптационного процесса, оцениваемого по разным критериям, требует и раздельного исследования. В пользу этого положения свидетельствуют, в частности, результаты обширных исследований поведенческого синдрома, обозначаемого обычно как тип А и характеризующегося высокой активностью, склонностью к соревновательной деятельности, стремлением к скорейшему достижению результата с ощущением нехватки времени. Для этого типа характерны психическая напряженность, повышение риска возникновения коронарной недостаточности и других психосоматических нарушений [Friedman, Rosenman, 1975; Hose et al., 1978; Orpen, 1982], а также интенсивная и эффективная деятельность [Howard et al., 1977; Boyd, 1984].
Помимо этого, для оценки эффективности адаптации в условиях профессиональной деятельности представляется целесообразным введение еще одного критерия — способности избегать действий, создающих угрозу для трудового процесса, и выполнять необходимые экстренные операции в случае возникновения такой угрозы. Эта способность важна как для успешности деятельности, так и для ее реализации без нарушений здоровья, особенно в тех профессиональных ситуациях, когда она позволяет избегать аварий, травм и других чрезвычайных происшествий. На целесообразность выделения этого критерия как самостоятельного указывают данные о том, что индивидуальные характеристики, обеспечивающие рассматриваемую способность (а соответственно и эффективность адаптации в экстремальных ситуациях) и стабильную успешность вне этой ситуации, неидентичны. Так, тревога может способствовать формированию адаптивного поведения в профессиональных ситуациях [Parasuraman, Cleek, 1984], тогда как она отрицательно влияет на возможность принятия решения в условиях дефицита времени и, следовательно, на выполнение экстренных действий. О том же свидетельствует сочетание корреляций уже упоминавшегося тина А и с интенсивностью деятельности, и с риском травматизма [Rose et al., 1978], который является результатом недостаточной эффективности избегания угрозы.
Таким образом, к критериям, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности, можно отнести три: успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность); способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья. Комплексный подход к оценке психической адаптации с учетом названных критериев предполагает сопоставление в дифференцированных но этим критериям группах особенностей психодиагностических показателей, физиологических параметров, характеристик, непосредственно обеспечивающих выполнение профессиональных операций.
Добавить комментарий