Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Два типа фантазии

К предыдущему

Два времени

ДВА ТИПА ФАНТАЗИИ

Поэтому мы и склонны сопоставить "музыкальное" мышление с особенностями чисто теоретической фанта­зии. Например, с так называемыми евклидовыми мо­делями неевклидовой геометрии, которые обходятся без апелляции к чувственной интуиции (причем сама эта интуиция сохраняется, но мы отказываемся от определений типа "прямая — длина без ширины" и так далее; таким образом исключаются чувственные коррективы к логике). В одной из таких моделей (мы говорили о ней в связи с кэрролловским миром зеркальной игры) прямые заменяются хордами, вписанными в круг. Как и у Кэрролла, реальность сводится к условностям. Стро­ится искусственный, но логически безупречный мир.

В таком мире замечания типа "…а в действительно­сти…" невозможны. Но как и в театре, театральная услов­ность не означает отказа от реальности. Просто сама реальность существенно меняется. Когда-то Тургенев писал в одном из своих стихотворений в прозе, что истина людям безразлична, ибо никого не потрясает пятый по­стулат и только лишь моральные истины способны удив­лять и потрясать. Но дело в том, что аксиомы типа пятого постулата вовсе не "истина", это лишь соглашения. Совер­шенно бессмысленно ставить вопрос (как и о сцениче­ской действительности), настоящие ли, истинные ли они сами по себе. Истинными являются лишь их отношения. Поэтому как бы ни была условна театральная постановка, сам драматургический замысел может быть исполнен великого культурного значения.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *