Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

О сущности

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

К предыдущему

О СУЩНОСТИ

Ученик, воспитанный "на улице", то есть в школе "реальных" знаний, не является культурным, несмотря на обилие усвоенной им информации. Подобно статуям Микеланджело, он окружен необработанным материалом и едва выступает из него. Гениальный Микеланджело предполагал, что все настоящее, истинное заключено в материале, в эмпирической реальности, в которую надо "пробиться", чтобы сделать явной скрытую в необработанной глыбе истину. Сторонники этой точки зрения обычно говорят о "боге, скрытом в глыбе мрамора", и задачу художника видят в том, чтобы найти этого "бога" в окружающем "материале".
Другие рассматривают статую как нечто принципиально отличное от материала. Иными словами, для нас "статуя" не является чем-то уже потенциально сущим и открывающимся внимательному взгляду художника. Исходный поток реальности перевоплощается здесь в гармонизированную "музыкальную" реальность, в которой уже нет места чему бы то ни было случайному и хаотическому. Таким образом, именно удаление и изоляция от исходной реальности, от исходного материала и позволяет превратить случайное в необходимое, то есть в объект культуры.
Разница двух этих точек зрения хорошо видна при сопоставлении двух типов сценического мышления. Например, концепция сцены как площадки с тремя стенами предполагает, что сценическое действие есть лишь кусок некоторой реальности, процесса, продолжающегося за сценой. В этом смысле Офелия, являясь в сцене безумия босая и с распущенными волосами, тогда как ранее она появлялась в придворном платье, должна была переодеться где-то за кулисами.
"Музыкальная" же концепция считает бессмысленным и антитеатральным самый вопрос о том, что было за кулисами. Театральная гармонизированная реальность представляется как серия сцен, в которых мы видим и чувствуем все, что хотел сказать художник. Поэтому новое явление (новый образ) Офелии вводится вне всякой связи с какой-либо основанной на внешней посылке мотивировкой. В нем лишь наглядно представлено ее душевное состояние. Мы видим другую Офелию, и ее лохмотья и распущенные волосы говорят о ее безумии и разбитом сердце.
Возникает естественная аналогия с двумя концепциями детерминизма: лапласовским и квантовой механики. В первом случае речь идет о траектории, определенной начальными условиями, в которой каждое состояние, кроме первого, имеет предшествующее, бесконечно близкое по времени. Такая траектория, образованная причинно-отнесенными состояниями, впервые возникла в концепции связанных рождений, развивавшейся философами махаяны (прежде всего — Нагарджуной).
В квантовой механике мы исходим из набора состояний, причем исследуется вероятность перехода между ними, но вопрос в том, что было между состояниями, лишен смысла в рамках квантовой физики.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *