Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Музыкальное время

К предыдущему

Два времени

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Ситуация близка к так называемой оперной услов­ности, то есть к замене в опере отраженного в либретто течения событий музыкальной композицией. Многие теоретики музыкального романтизма, в частности вагнерианцы, пытались обосновать особую роль оперного либретто, говоря о его неразрывной связи с музыкой. Как уже говорилось, это положение было подвергнуто остроумной критике Хансликом. Мы снова приходим к реализации тезиса о двух сказках, о сочетании в одной конструкции двух сущностей: музыкального про­образа движения во времени и внешнего сюжета (форми­руемого способом, явно внешним по отношению к музыкальной композиции). И, как в и музыкальной драма­тургии, замена времени геометрической конструкцией позволяет изъять ситуацию из чувственно контролируе­мого контекста, благодаря чему она приобретает обще­культурное значение. Та же попытка пресуществления длящегося времени в музыкальную конструкцию содер­жится в изощренном и полном артистизма пустословии, которым Томас Манн продуманно заменяет эпическое повествование в "Иосифе и его братьях". Здесь также эпическое заменяется музыкальным, причем литератур­ное либретто библейского рассказа преображается, благодаря необычайно художественным авторским по­яснениям, играющим роль музыкальной части оперы, в которой само либретто — лишь канва.

Тем самым формируются две точки зрения на вре­менной процесс. С одной стороны, речь идет о времени А. Бергсона, то есть о процессе, воспринимаемом как творческая эволюция (воспринимаемом как целое). Творческая эволюция определялась Бергсоном в проти­воположность механической как нечто единое, прин­ципиально нерасчленимое. Бергсон противопоставлял теоретически воспринимаемый процесс, в котором как результат его выделимости из окружающего мира (его "музыкальности", по словам Т.Манна) можно ввести какое-либо деление естественному времени, восприни­маемому как единый акт. Иначе говоря, интуиции как раз не свойственен акт абстрагирования. По мнению Бергсона, интуиция, будучи естественным взглядом на изменчивость, не может тем самым вырывать явление из контекста. Это и дает теоретическому разуму вычле­нять части явления, до известной степени игнорируя целое.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *