Интеграция поведения
Связь нарушения стабильности психической адаптации с наличием и характером интрапсихического конфликта отражает зависимость между эффективностью психической адаптации и степенью интегрированности поведения. Как первичный уровень интеграции поведения можно рассматривать уже интеграцию потребностей. Рассогласование системы потребностей, неспособность к построению их сбалансированной иерархии служат основой и для рассогласования поведенческой активности за счет создания конкурирующих мотиваций и соответственно конкурирующих линий мотивированного поведения.
Выделение из многих потребностей наиболее актуальных и значимых, способность оценить преимущества отставленного во времени, но более существенного удовлетворения перед непосредственным, но менее существенным, распределение энергии по отдельным линиям мотивированного поведения в соответствии со значением связанных с этими линиями целей обеспечивают в каждый конкретный момент возможность интеграции поведения на мотивационном уровне. Осуществление интеграции уже на этом уровне позволяет говорить о зависимости эффективности адаптационного поведения от адаптационно целесообразной трансформации всего комплекса мотиваций. Усиление мотиваций, способствующих эффективной адаптации при изменениях в системе человек — среда, ослабление мотиваций, ей препятствующих, увеличение интегрированности самой мотивационной сферы можно рассматривать как результаты такой трансформации. С этой точки зрения следует оценивать и приведенные данные о связи между фрустрационной напряженностью и эффективностью психической адаптации, с одной стороны, и характером интрапсихического конфликта — с другой, в той мере, в какой интрапсихический конфликт непосредственно реализуется на мотивационном уровне. Его значение для физиологического регулирования естественно вытекает из приведенных данных о связи фрустрационной напряженности с физиологическими параметрами.
В то же время необходимая сбалансированность трансакции между индивидуумом и средой не может обеспечиваться лишь на мотивационном уровне. Такая сбалансированность, достигаемая в результате адаптационного процесса, предполагает не только согласованность мотиваций, но и адекватное соотнесение совокупности потребностей и условий среды, мотиваций индивидуума и экспектаций (ожиданий, требований) окружения. Таким образом, способность субъекта адекватно формировать комплекс потребностей на основе сравнения их значимости и установления иерархии целей — необходимая, но не единственная предпосылка построения интегрированного поведения.
Сама адекватность этого комплекса определяется реализацией мотивации не непосредственно в поведении, а через систему, включающую в себя такие психологические образования, как установки, отношения и ролевые структуры [Cattell, 1977], которая обеспечивает реалистический выбор и интегрированный характер поведения, учитывающего всю совокупность и потребностей, и требований среды. Таким образом, установки, отношения и ролевые структуры представляют собой уровни интеграции поведения, взаимосвязанные и между собой, и с мотивационным уровнем. В такой системе под установкой понимается ожидание в той или иной ситуации конкретного типа переживаний и готовность к определенного типа поведенческому ответу, обусловленные более или менее устойчивым набором интересов, оценок и целей. Отдельные и частные установки могут образовывать систему установок и определять установку интегральную.
Как показали работы школы Узнадзе, установки, выявляемые экспериментально, могут субъектом непосредственно не осознаваться и не переживаться. Однако даже в этом случае они влияют на последующие осознаваемые переживания, предопределяя их характер, динамику и воздействие на поведение. В разрабатываемую указанной школой теорию установки включается и понятие потребностей. Взаимосвязь установки и потребности определяется тем, что последняя оказывает влияние на формирование первой, которая в свою очередь действует на систему потребностей, представляя собой направляющее и регулирующее начало деятельности [Шерозия, 1978].
Нарушения интеграции поведения на уровне установки и интрапсихический конфликт на этом уровне могут иметь место, в частности, тогда, когда готовность к осуществлению определенной деятельности и ожидание положительных переживаний, связанных с самим ее осуществлением и (или) ее результатами (положительная установка), сочетаются с тенденцией к негативным реакциям и ожиданием отрицательных переживаний (отрицательная установка) по отношению к каким-либо аспектам ситуации, связанной с реализацией этой деятельности. Степень влияния интрапсихического конфликта на эффективность психической адаптации в этом случае будет тем больше, чем выше значимость диссонирующей установки в их общей совокупности.
Сопоставление эффективности адаптации и интегрированности установок в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, проведено в нашей лаборатории А. М. Крупник. Это исследование позволило показать снижение в таких условиях эффективности психической адаптации и увеличение частоты ее нарушений при наличии диссонирующей установки. Сравнительный анализ диссонирующих установок различного характера позволяет считать, что в наибольшей степени эффективность психической адаптации снижается в том случае, если диссонирующая отрицательная установка определяет предуготованность индивидуума к отрицательной реакции на его непосредственное окружение. Подавляющее большинство (свыше 85 %) испытуемых, обнаруживающих готовность к положительным реакциям на непосредственное окружение и ожидание благоприятных переживаний в связи с межличностными контактами (что относилось за счет положительных, привлекающих личных качеств окружающих), характеризовалось в условиях адаптационного напряжения эффективной психической адаптацией. В то же время 92 % испытуемых с отрицательной установкой в отношении непосредственного окружения обнаруживали нарушения психической адаптации, проявляющиеся невротическими реакциями или заострением акцентированных личностных черт, обусловливающих склонность к психопатическим реакциям (неустойчивая психическая адаптация), а в наиболее выраженных случаях — формированием очерченных невротических или психопатических состояний (стойкие нарушения психической адаптации).
Второй но степени влияния на эффективность адаптации является установка по отношению к тем аспектам среды, которые непосредственно значимы для реализации сложившихся жизненных стереотипов. При отрицательном характере этой установки неустойчивая психическая адаптация или стойкие ее нарушения обнаруживались у 80 % испытуемых. В меньшей степени дифференцировал группы с эффективной и нарушенной адаптацией характер установки по отношению к новому региону. Само продолжение деятельности в условиях этого региона определялось, как правило, положительной установкой. Однако если отрицательная, диссонирующая установка по отношению к региону пребывания все же имела место, эффективность психической адаптации достоверно снижалась. В группе, характеризующейся такой установкой, стабильная психическая адаптация отмечалась почти в 3 раза реже, чем в контингенте с положительной. Наличие диссонирующей установки сказывается также на характере психофизиологических соотношений. Отмеченные различия в частоте нарушений психической адаптации сочетаются с возникновением достоверных различий по ряду физиологических параметров.
В значительной степени на основе установок формируются отношения, под которыми понимается система предпочтений или аверсий, организованных вокруг определенных представлений или объектов и являющихся частью личностной структуры индивидуума. В развитой В. Н. Мясищевым [1960] психологии отношений они рассматриваются как механизм, определяющий «потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности» (с. 66), а позиция личности оценивается как интеграция доминирующих избирательных отношений. В соответствии с таким подходом личность формирует стереотипы отношений к действительности и проявляет себя вовне сложившимися системами отношений. Базируясь на системе потребностей и интегрированных установках, отношения в свою очередь оказывают существенное влияние на адаптивную или неадаптивную трансформацию мотиваций и на характер доминирующих установок.
Интрапсихический конфликт на уровне отношений может определяться дезорганизацией их в значимых для субъекта сферах, в частности сочетанием аверсивного характера отношений с необходимостью их поддержания. При таком подходе интрапсихический конфликт на этом уровне можно рассматривать как дезорганизацию существенных для психической адаптации подсистем отношений, включенных в целостную систему и сказывающихся на ее интеграции.
Наиболее значимое влияние на психическую адаптацию отмечено для систем отношений, связанных с семейным окружением и (хотя в несколько меньшей степени) с осуществлением профессиональной деятельности. Адекватная организация отношений в семейном окружении при эффективной психической адаптации отмечена достоверно чаще, а дезорганизация таких отношений — достоверно реже, чем при нарушениях психической адаптации, проявляющихся ее нестабильностью или формированием очерченных психопатологических синдромов пограничного круга. Аналогичные различия между группами, дифференцированными по эффективности психической адаптации, отмечены и при нарушении отношений в сфере профессиональной деятельности. Эти различия становились максимальными в том случае, если дезорганизация охватывала обе рассматриваемые сферы отношений. При этом для нарушений психической адаптации важен в большей мере сам факт дезорганизации отношений, чем ее характер: значимые различия в эффективности психической адаптации между группами с хорошо организованными и дезорганизованными отношениями отмечались в том случае, если дезорганизация была связана с необходимостью поддержания отношений, характеризующихся аверсией (в частности, ситуация межличностного конфликта), и в том случае, если эта дезорганизация обусловливалась невозможностью поддержания значимых отношений, определяющихся аппетенцией, в связи с исчезновением объекта отношений (ситуация утраты).
Роль организации отношений в психофизиологической интеграции прослежена при исследовании юношеского контингента, разделенного по степени интегрированности внутрисемейных отношений. Дезорганизация этих отношений приводила к достоверному увеличению частоты нарушений психической адаптации, причем снижение эффективности адаптации обусловливается именно характером системы отношений, а не непосредственной их реализацией: достоверное различие между сопоставляемыми группами устойчиво сохраняется и в том случае, если в период обследования контакты с семейным окружением не реализуются. Они обнаруживаются в контингентах учащихся, проживающих в общежитии, и в начале учебного года (сентябрь), и в его середине (декабрь).
Устойчивый характер этих различий проявляется и в изменении физиологических параметров. Группа, характеризующаяся интегрированными отношениями, отличалась от обеих групп с их дезорганизацией (ситуация конфликта и утраты) по величине объемного пульса (амплитуда фотоплетизмограммы), по уровню ЭСК и по величине среднего интервала R — R на ЭКГ, тогда как между обеими группами с нарушением системы отношений не обнаруживалось значимых различий.
В свою очередь от установок и отношений зависят стереотипы поведения, связанные для индивидуума с той или иной ролью (например, профессиональной), выполняемой субъектом в различных жизненных ситуациях, с его пониманием налагаемых этой ролью обязанностей и представляемых ею правах, которые обычно обозначаются как ролевые структуры. Последние могут обусловливаться более или менее формальными критериями (конвенциональные роли) или приниматься в связи с особенностями личности и сложившимися межличностными отношениями (межличностные роли) [Shibutani, 1969]. Но в любом случае представление индивидуума о том, с какими правами и обязанностями сопряжена та или иная роль, чего в связи с этой ролью ожидает от него окружение и чего он вправе ждать от окружения, определяется сформировавшейся системой установок и отношений.
Рассогласование между социальными ролями также представляет собой интрапсихический конфликт и соответственно сказывается на эффективности психической адаптации и характере организации психофизиологических соотношений. Оценка этого положения проведена на контингенте испытуемых, деятельность которых требовала согласования ролей специалиста и организатора в условиях адаптационного напряжения. Хотя адаптационное напряжение способствовало увеличению доли лиц с недостаточной эффективностью психической адаптации в указанном контингенте, оно было значительно менее выражено в группе, успешно интегрирующей эти роли. Нарушения психической адаптации, проявляющиеся либо преходящими или стойкими невротическими явлениями, либо заострением акцентированных личностных черт, затрудняющим адекватное построение поведения, отмечались у 27 % испытуемых, причем стойкие невротические синдромы — только у 4. 8 %. В то же время в контингенте, характеризующемся рассогласованием между ролями специалиста и организатора, нарушения психической адаптации выявлялись у 46. 7 % обследованных, у трети из которых были очерченные невротические состояния.
Описанную схему интеграции поведения следует дополнить двумя важными моментами. На первый из них обратил внимание П. В. Симонов [1981], постулируя связь между мотивациями, эмоциями и поведением. Те или иные эмоции возникают в зависимости от интенсивности потребности и от оценки вероятности ее удовлетворения и в свою очередь определяют характер поведения. С этим подходом хорошо согласуется представление о роли эмоций как привода от потребностей к соответствующей форме поведения [Гращенков и др., 1966]. Очевидно, что при интегрированном поведении мотивации реализуются через систему установок, отношений и ролевых структур только в случае возникновения сопряженных с этими мотивациями эмоций.
Интеграция эмоций в единую систему определяет более или менее устойчивое эмоциональное состояние, эмоциональный фон, характеризующийся эмоциональной направленностью и уровнем эмоциональной напряженности. Физиологические корреляты эмоций, их роль в формировании психофизиологических соотношений, изучение которых составляет классическую область психофизиологии, нашли отражение в поистине необозримой литературе и в ряде монографических работ (см., в частности: [Gellhorn, Loofborrow, 1966; Симонов, 1981; Судаков, 1981]). В настоящем исследовании влияние эмоционального состояния на эффективность психической адаптации и организацию психофизиологических соотношений в условиях адаптационной напряженности прослежено при рассмотрении роли тревоги.
Другим важным моментом, который следует учитывать при исследовании интеграции поведения, является то обстоятельство, что ролевые структуры нельзя расценивать как высший уровень интеграции. Индивидуум, реализуя поведенческие стереотипы, связанные с различными ролевыми структурами, воспринимает себя как целостную личность, создавая определенный целостный образ своей личности (Я-образ). В той мере, в какой этот образ вербализуется и логически структурируется, определяя мнение субъекта о том, кем он является и как должен выглядеть в глазах окружающих, Я-образ лежит в основе устойчивой концепции собственной личности (Я-концепция). Согласование установок и отношений, принятие определенной роли и выбор линии поведения соотносятся с Я-концепцией, устойчивость и поддержание которой можно считать необходимым условием эффективной интеграции поведения. Учитывая современные представления о функциональной специфичности больших полушарий мозга, можно соотносить Я-образ преимущественно с правополушарными механизмами переработки информации о собственной личности, а Я-концепцию — с левополушарными. При этом их адекватное взаимодействие можно рассматривать как одно из условий эффективной интеграции.
Каждый следующий уровень интеграции поведения формируется на базе предшествующих. В то же время реализуется и обратная связь, в результате которой более сложные уровни интеграции оказывают влияние на менее сложные, изменяя характер и адаптационное значение интеграции на этих уровнях.
В частности, можно отметить влияние ролевых структур на определенные мотивационные образования (что будет показано при рассмотрении мотивации достижения) и прямое или опосредованное влияние Я-концепции на ролевые структуры, отношения и другие менее сложные уровни интеграции поведения. Таким образом, реализацию потребности в системе интегрированного поведения можно представить следующей схемой: мотивационный уровень ↔ эмоции ↔ отношения ↔ ролевые структуры ↔ Я-концепция.
Если мотивации реализуются с участием всех указанных уровней, поведение хорошо интегрировано. Это обеспечивает устойчивость избранной линии поведения, адекватное соотнесение немедленного и отставленного удовлетворения собственных мотиваций с ожиданиями и требованиями среды. Если эта система интеграции поведения нарушается и реализация мотиваций осуществляется в непосредственном поведении без предварительного сопоставления потребностей и выбора наиболее значимых из них, ухудшается и сбалансированность системы человек-среда, поскольку непосредственная реализация мотиваций не позволяет в достаточной мере учесть требования среды, возможные реакции окружения и затрудняет стабильное взаимодействие между индивидуумом и средой. Таким образом, построение интегрированного поведения — существенная часть процесса психической адаптации.
Следует отметить, что интеграция поведения может нарушаться за счет интрапсихического конфликта как на одном из уровней интеграции (что уже показано при оценке рассогласования на уровне установки, отношений или ролевых структур), так и в результате конфликта между различными уровнями. При межуровневом конфликте удовлетворение какой-либо потребности может противоречить установкам индивидуума (например, влечение к отдыху при установке на продолжение активной деятельности), его сложившимся отношениям, представлению об адекватном поведении в той или иной социальной роли и о собственной личности. Так, при возникновении угрожающей ситуации стремление к личной безопасности может сопровождаться интрапсихическим конфликтом в случае, если оно противоречит представлению индивидуума о том, как он должен вести себя в данной роли, или о себе как о человеке отважном.
Независимо от того, на каком уровне происходит нарушение интеграции поведения, снижение устойчивости системы интеграции1 сопровождается и ухудшением качества психической адаптации. В условиях адаптационного напряжения устойчивость системы интеграции ослабевает параллельно возрастанию риска нарушений психической адаптации. В то же время показатель интеграции поведения достоверно уменьшается по мере снижения эффективности психической адаптации; причем эта закономерность в равной степени прослеживается в условиях с разной напряженностью адаптационного процесса (табл. 16).
Связь эффективности психической адаптации и интеграции поведения выступает, таким образом, достаточно отчетливо: устойчивость интеграции поведения наиболее высока при эффективной психической адаптации, а ухудшение ее сопровождается снижением эффективности данного процесса.
Влияние уровня интеграции поведения на вегетативно-гумо-ральное регулирование в высокой степени определяется сохранной или нарушенной психической адаптацией. При эффективной психической адаптации совокупность признаков, значимо связанная с интеграцией поведения, характеризуется гармоническим уменьшением в условиях адаптационного напряжения эрготропных сдвигов (см. табл. 13). По мере улучшения интеграции поведения снижается уровень и повышается устойчивость АД, уменьшаются ЧСС и спонтанная кожно-гальваническая активность, растет уровень ЭСК. Экскреция свободных форм НА и Ад, суммарная секреторная активность САС снижаются при гармоничном увеличении синтеза и метаболизма катехоламинов (см. табл. 14). Следует отметить, что такое сочетание понижения экскреции свободных катехоламинов с увеличением интенсивности и синтеза, и метаболизма их характерно для тренированных субъектов в состоянии относительного покоя [Большакова, 1973]. Гармонично усиливается и церебральная активация при функциональных нагрузках в соответствии с их модальностью: левого полушария — при проведении счетных операций, правого — при мысленном представлении зрительного образа.
При нарушении психической адаптации характер зависимостей между интеграцией поведения и совокупностью физиологических признаков существенно меняется. Параллельно увеличению интеграции возрастают АД, суммарная секреторная активность
САС и уровень экскреции свободных форм катехоламинов. Эти изменения, по-видимому, отражают «физиологическую цену» сохранения интеграции при ухудшении эффективности психической адаптации. Даже в таких условиях лучшей интеграции поведения соответствуют меньшая ЧСС и повышение ЭСК. Поскольку рост ЧСС и сниженное ЭСК — физиологические корреляты психического стресса, такое построение совокупности физиологических признаков служит дополнительным доводом в пользу того, что описанные изменения регулирования отражают напряженность адаптационного процесса, позволяющего сохранить интегрированное поведение, несмотря на ухудшение качества психической адаптации, а не свидетельствуют о возрастании эмоционального стресса, ведущего к дезорганизации поведения.
Сохранение или нарушение психической адаптации при равной способности к интеграции поведения в значительной степени определяется тем, насколько велика при этом фрустрационная напряженность. Чем выше степень напряженности неудовлетворенных потребностей, чем больше значимость блокированных потребностей, чем дольше сохраняется эта блокада, тем большие требования предъявляются к системе интеграции поведения и тем выше вероятность ее нарушений. Это обстоятельство послужило основой для сочетанной оценки суммарной фрустрационной напряженности и степени интегрированности поведения, для введения понятия «соотнесенная фрустрационная напряженность».
- В качестве показателя устойчивости интеграции поведения использовали фактор С теста Кеттелла, высокие значения которого характерны для лиц со стабильным, устойчивым, реалистически ориентированным и учитывающим требования среды поведением, тогда как низкие — для лиц с нестабильным и плохо интегрированным. ↩
Добавить комментарий