Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Глава 1. Представление о системном подходе к заболеванию

В настоящее время представления о ЯБДК связаны с местными изменениями в больном органе. Основным признаком заболевания считается наличие язвы в луковице ДПК, в большинстве случаев сопровождающееся появлением болей в верхних отделах живота и диспептических расстройств.

В патогенезе болезни в течение многих лет центральное место также уделялось локальным изменениям в слизистой оболочке ДПК (нарушению равновесия между факторами агрессии и защиты). К местным патогенетическим факторам можно отнести и Helicobacter pylori – инфекцию в слизистой оболочке желудка, изучению которой в последние годы было уделено огромное внимание. В соответствии с данными взглядами, целью лечения больных ЯБДК является рубцевание язвы и эрадикация НР.

Теория НР-инфицированности оттеснила на второй план, но не отвергла полностью представление о роли негативных эмоций в развитии ЯБДК. И врачи в своей практике, и сами больные наблюдают связь  обострений заболевания с эмоциональным стрессом. По данным разных авторов, стрессовые ситуации предшествуют обострению ЯБДК в 80 – 95 % случаев.

В настоящее время при изучении роли эмоционального стресса в развитии заболевания выделяют два вида его влияния: триггерное (роль пускового механизма) и модулирующее (изменение течения заболевания). При этом ни у кого не вызывает сомнений, что  появление физических страданий усугубляет эмоциональные нарушения, вызвавшие обострение заболевания, формируя своеобразный «порочный круг» (рис. 1).

Рис. 1 Взаимодействие клинических проявлений заболевания и эмоциональных нарушений

Свои ощущения и переживания человек стремится обозначить словами, озвучить их. Посредством слов он передает информацию о своем самочувствии врачу. Эта модальность звучит и во внутреннем мире – человек обдумывает происходящее с ним, строит предположения о прогнозе заболевания, реагирует на информацию, полученную от  врача и т.д. В связи с этим правомочно ввести еще один уровень развития болезни – когнитивный, т.е. уровень размышлений, слов, обсуждения темы болезни (рис. 2).

Рис. 2  Три уровня развития заболевания

Все три уровня взаимосвязаны. Болевые ощущения и связанные с ними эмоции дают почву для размышлений. По  типу обратной связи навязчивые мысли могут усиливать тревогу, а конструктивное обдумывание ситуации — уменьшать эмоциональное напряжение.

По сути, на этих уровнях происходит сбор информации о болезни: на физическом уровне информация поступает в виде телесных ощущений, на эмоциональном — информацию несут чувства, на когнитивном — носителем информации являются мысли. На основании  ощущений, переживаний и размышлений  у человека рождается общее представление о  ситуации, т.е. происходит интеграция информации, которая проявляется в принятии решения «я болен»» или «я здоров». В связи с этим, можно выделить еще один уровень болезни– интегративный (уровень оценки состояния) — рис. 3.

Рис. 3  Четырехуровневая структура проявлений болезни

Врач: «Почему выделены именно четыре уровня, а не два или, скажем, пять?».

Психолог: «Во-первых, представленный выше эмпирический путь рассуждений приводит к описанию именно четырех уровней. Когда, кроме клинических симптомов болезни, учитываются вызываемые ею эмоции, размышления на тему болезни и общее представление о ситуации, описание получается полным. Кроме того, в медицинских трактатах далекого прошлого присутствуют знания об анатомическом описании человека, как сложной   структуре, состоящей из «тонких» тел (в частности, четырех, сформированных энергиями различных стихий).

                       Представление болезни в виде многоуровневой структуры базируется не только на знаниях далекого прошлого, но соответствует и современной методологии – системному подходу к изучаемому объекту.

Системный подход предложен Л. Берталанфи в 1969 г. К настоящему времени данная методология нашла широкое применение в самых различных областях научных исследований –  технике, экономике, физике, биологии, социологии, психологии. Наиболее важная сфера его применения – междисциплинарные исследования, что оправдывает применение метода в данном исследовании (изучении больного человека с позиций  двух наук — медицины и психологии).

Под «системой» Л. Берталанфи понимал комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Фундаментальными категориями системного подхода являются понятия структуры и функции системы (В.О.Чернышев, 1992). Под структурой подразумевают упорядоченность системы, т.е. определенный набор элементов со связями между ними (в нашем случае это находящиеся во взаимодействии уровни болезни). Благодаря наличию связей между элементами, система приобретает свойство целостности. Целостность не является простой суммой отдельных частей системы, это новое качество (в данном исследовании — больной человек).

Главное требование к  системе состоит в том, что ни один из ее элементов в отдельности не имеет всех присущих ей свойств. Это относится и к физическому уровню, поэтому рассмотрение болезни только с позиций ее клинических проявлений является односторонним и неполным (рис. 4).

рис. 4  Взгляд на болезнь, ограниченный физическим уровнем проявлений заболевания

Врач: «С учетом представленных рассуждений  системный подход нельзя не признать и физический уровень — это, действительно, одностороннее рассмотрение болезни. Но, может быть, это нормально, если врач ограничивает свою работу соматическим планом болезни, а психическими уровнями проявлений заболевания занимаются соответствующие специалисты?»

                            Психолог: «Это разумное утверждение. Профессионально работать с проявлениями болезни на эмоциональном, когнитивном и интегративном уровнях  могут только специалисты – например, психологи, психотерапевты или врачи, получившие дополнительное психологическое  образование. Но в большинстве лечебных учреждений таких специалистов просто нет. И независимо от того, признает врач наличие разноплановых проявлений болезни или отвергает эту идею, обращает  внимание на внутреннее состояние больного или оставляет его вне поля своего зрения, все равно перед ним человек, который не только жалуется на боли, но переживает, думает, принимает  значимые для него решения. И хочет врач того или не хочет,  его профессионализм напрямую связан с умением слышать, видеть и понимать больного».

Врач: «Допустим, врач признает идею развития болезни на четырех  уровнях. Что он может сделать  для диагностики и, главное, лечения болезни на всех уровнях ее проявлений?»

                               Психолог: «Диагностика нарушений осуществляется с помощью клинического наблюдения и психодиагностического обследования. В лечение врач может внести свою лепту даже при наличии психолога или психотерапевта, тем более в ситуациях отсутствия этих специалистов. Имеется ввиду деонтологическая работа с учетом особенностей проявлений данного заболевания и, при необходимости, грамотное назначение психфармакологических препаратов».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *