Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Комментарии — 30. («На приёме и в стационаре. Митя»)

К тексту

 

У меня немного похоже, т.е., было много фантазий о насилии, но они так и остались фантазиями.

 

Лучше бы переориентировать фантазии на какую-нибудь другую тему. Что касается фантазии о насилии, у Вас они так и останутся фантазиями.

 

Да, лучше, конечно.

 

Очень интересно. Спасибо!

 

Мне доставляет большое удовольствие, что мои во многом профессиональные воспоминания вызывают у Вас интерес. Это побуждает меня привести ещё несколько подобных примеров.

 

Было бы интересно.

 

В надежде на то, что Вам это интересно, после первого примера я собираюсь привести ещё порядка трёх.

 

Буду ждать.

 

спасибо. очень хороший и жизнеутверждающий рассказ.

 

Я рад, что даже трудности человека с психическими нарушениями, который вынужден уехать из города, чтобы избавиться от риска совершить неадекватный поступок, оставляют у Вас жизнеутверждающее впечатление.

 

конечно, оставляют. ведь это же все равно решение и выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

 

К счастью, ограничительное поведение, порождаемое тревогой, встречается достаточно часто. Это блокада нежелательного поведения, но, к сожалению, не создание желательного.

 

С искренним уважением,
Ф.Б. Березин

 

иными словами, новая рука не вырастет, а в качестве протеза — неплохо. способ не вылечиться, но хотя бы адаптироваться к болезни.

 

Сравнение с протезом подобрано удачно. У меня создаётся впечатление, что Вы имеете какую-то квалификацию в области психологии или психотерапии. Так ли это?

 

С искренним уважением,
Ф.Б. Березин

 

у меня есть теоретический интерес и некоторая начитанность (я готовлю работу — только она еще нескоро будет — по философии психиатрии). плюс некоторая практика в качестве священника, работающего с больными тяжелыми личностными расстройствами и психотиками, нерелигиозными в том числе (это психотерапия своего рода); плюс регулярные посещения — для служения молебнов и бесед с больными — двух отделений психиатрической больницы (острого и геронтологического). но медицинского образования нет, к сожалению.

 

по светской специальности я историк христианских учений. это ближе всего к истории философии (и поэтому у меня уч. степень доктора философских наук). по "несветской" специальности — епископ одной из гонимых православных церквей, не признающих Московскую патриархию.

поэтому подписываюсь двояко: Вадим Миронович Лурье (так в светских делах, включая науку) или епископ Григорий, Петроградский и Гдовский.

основная область моего соприкосновения с психиатрией — и теоретического, и практического — это все же тяжелые личностные расстройства, а не психозы.

 

Медицинское образование нужно врачу. Для человека, который хочет писать на темы, связанные с медициной, достаточно тщательного знакомства с материалом. Поскольку Вы философ, а философия — наука наук, то философская оценка любого материала Вам доступна, если этот материал Вам хорошо знаком. Кроме того, как священнослужитель, Вы обязаны делать любую работу, которая улучшит участь Ваших ближних, в том числе и тех, которые страдают психическими расстройствами.
Хотелось бы подробнее узнать о Ваших отношениях с Московским патриархатом, если Вы считаете возможным посвятить меня в эту проблему. Меня радует Ваша эрудиция, сближающая Вас с философами древности.

 

С уважением, Ф. Б. Березин.

 

простите, не ответил вовремя.

 

после 1927 года в СССР дореволюционная церковь разделилась. часть приняла советские условия "легализации", за которые пришлось заплатить совершенно недопустимым по уровню вмешательством безбожных властей во внутреннюю жизнь. другая часть предпочла остаться на нелегальном положении. она сохранилась, несмотря на жестокие преследования, до 1990 года, когда окончательно прекратились преследования; это так наз. Катакомбная церковь. также независимая церковная организация сохранилась в эмиграции — Русская Зарубежная церковь. Катакомбная и Зарубежная церковь, по возможности, действовали вместе уже с 1970-х годов. в 1990-е годы всё активизировалось, но не только одно хорошее, а и плохое. в Моск. патриархии изменений к лучшему, на которые надеялись после падения безбожной власти, не произошли, а произошли, скорее, обратные изменения. в результате, в Зарубежной церкви прошел ряд расколов, бОльшая ее часть была поглощена Моск. патриархией в 2007 году.

я принадлежу к той самой Катакомбной церкви, объединенной с остатками Зарубежной церкви. в нашей среде царит, к сожалению, большой организационный хаос, но все-таки мы не отступаем от самой православной веры. вот именно это и важно: если ты верующий, то тебе важна не "традиционная религия", "русский клуб" и тому подобное, а только истинная вера — та самая, которая в Евангелии, и которую проповедовали апостолы и потом святые отцы.

аналогичная картина сложилась теперь во всем мире. во всех странах есть церкви так называемого "мирового православия" — большинства, и нашего истинного православия (такое самоназвание возникло еще в 1920-е годы независимо в России и в Греции на фоне тогдашних церковных расколов).

 

Дорогой друг!
Мне очень приятно, что Вы отозвались. А что касается психотерапии, то меня интересовало Ваше мнение по поводу полезности и понятности этого текста.
Я действительно пропустил как-то комментарий, рассказывающий о различных церковных течениях. То, что бывшая Катакомбная церковь, которая объединилась с той частью Зарубежной церкви, которая не пошла под руку Московской патриархии, стала называть себя Истинно православной церковью, весьма интересно. Хотя термин возник еще в 20-е годы, я его слышу впервые.
Надеюсь, что Вы выберете время объявляться чаще.
С глубоким уважением,
искренне Ваш,
Ф.Березин

 

Dorogoj Felix Borisovich,

 

Ja opjat' v poezdke, no chitaju vsjo, chto Vy pishete.

Spasibo Vam!

 

Дорогой друг!
Мне хотелось бы время от времени получать отклики. Когда я говорил о психотерапии, я имел в виду Ваше мнение о том, стоило ли говорить об этом значительно подробнее, чем я это делал обычно, было ли это полезно и не слишком ли затянуло цикл.
С глубоким уважением,
искренне ваш,
Ф.Березин

 

мне кажется, что я тут просто не могу судить в достаточной мере о потребностях целевой аудитории.

 

Дорогой друг!
К сожалению, аудитория моих читателей немонолитна, и вряд ли такую аудиторию можно назвать целевой. Поэтому мне было бы интересно Ваше личное мнение, основанное на Вашем огромном опыте и хорошем знании людей.
С глубоким уважением
искренне Ваш
Ф.Березин

 

Дорогой Феликс Борисович,

 

у меня нет хорошего знания людей, в чем я очень часто убеждаюсь (есть знания только весьма узкие), а, судя по комментариям в Вашем журнале, Ваша аудитория шире моей компетенции: многих Ваших читателей я совсем не понимаю. Поэтому будет лучше, если Вы будете доверять собственной интуиции.

 

Дорогой друг!
Доверять собственной интуиции можно только в том случае, если считать, что она — глас Всевышнего. К сожалению, я в этом не уверен.
С глубоким уважением,
искренне Ваш
Ф.Березин

 

гм, а вот интересно, почему Вы сразу так уверены, что именно трудности вызывают это впечатление, а не то, что они разрешились мирно? или не то, что — как мне кажется, именно это и имел в виду автор комментария — личность является в каком-то важном смысле слова независимой_ от психического заболевания? ведь Вы же сами сделали это наблюдение:

 

Личность этого пациента, когда он был здоров, отвергала всякое грубое насилие, и осталась такой же при возникновении психического заболевания.

вот именно этот факт и является самым жизнеутверждающим — что личность побеждает болезнь, даже не переставая быть больной

Edited at 2011-07-11 06:13 pm (UTC)

 

Личность, отвергающая насилие до заболевания, будет отвергать его и во время заболевания, однако, задачей терапевта является не просто отказ от неприемлемой линии поведения, а разработка линии поведения активного и желательного. В случае с Митей достигнут только приемлемый, а не оптимальный результат.

 

А какой результат видится Вам оптимальным?

 

Глубокоуважаемый "prohogy",
оптимальным я считаю результат, при котором полностью возвращается система представлений, которая существовала до заболевания.
Ф.Березин

 

Глубокоуважаемый Феликс Борисович,
Спасибо за ответ.
Верно ли я понимаю, что в этой терминологии «оптимальный результат» совпадает с «максимальным результатом»?
Леонид

 

Глубокоуважаемый Леонид!
Если под максимальным результатом подразумевается совершенствование человеческой личности, то тогда совпадения нет, поскольку оптимальный результат предполагает возвращение к состоянию, существовавшему до заболевания, даже если личность не представляется совершенной. Мандат врача не распространяется на те особенности личности, которые самому пациенту не мешают и не затрудняют его социально-психологическую адаптацию, даже если с точки зрения врача эти особенности представляются нежелательными.

 

Ф.Березин

 

Много раз и на огромном материале я убеждался, что если человек не в состоянии совершить убийство будучи здоровым, он не совершит его и в состоянии психоза.

 

Феликс Борисович, но ведь убийцами становятся, а не рождаются (даже если речь о XYY-синдроме). Следовательно, нельзя сделать вывод о неспособности пойти на это, но можно лишь — о способности, причем пост-фактум. И, в принципе, мы все способны, но не все — склонны.

 

Я не согласен, что мы все способны на убийство. Убийцами действительно становятся в процессе неадекватной социализации. Если социализация протекала адекватно, человек, следующий категорическому нравственному императиву Канта, не совершит убийства ни в каких обстоятельствах.

 

статья 109, "причинение смерти по неосторожности". речь о чисто физической "способности", не случайно я противопоставил ей "склонность", предполагающую определенную психологическую ломку. и насчет адекватности социализации — тоже получается ретроспективно. можно заявить: раз убил, значит, социализировался неадекватно…

 

Феликс Борисович, в отношении проекции здорового психотипа на психотический ("диагноз виден в анамнезе"), я с Вами по большому счету согласен, но мне кажется, принцип незарекания "от сумы и от тюрьмы" подразумевает некую осторожность в предсказаниях.

 

Неадекватная социализация обычно видна независимо от того, имело ли место убийство. Если же оно имело место, то специалист делает вывод о неадекватной социализации, изучая данные объективного анамнеза, прослеживая путь, который от неадекватной социализации привёл к убийству (очевидно, речь идёт не о преступниках, а о душевнобольных, совершивших социально опасное действие).

 

"Но если душевно больной совершил убийство, то убитый не воскресает из-за того, что действие больного не может называться преступлением."
Феликс Борисович, как Вы считаете, душевнобольных убийц надо лечить или осуждать и сажать в тюрьму, как здоровых?
Можно ли считать психически здоровым человека, осознанно совершающего убийство ради удовольствия?

 

Душевнобольных в любом случае надо лечить, тюремное заключение — плохое терапевтическое средство.
У меня нет личного опыта общения с убийцами, которые совершали убийства ради удовольствия. Я могу только сослаться на многочисленные результаты судебно-психиатрических экспертиз, которые такого рода людей признавали здоровыми.

Уважаемый Феликс Борисович,

 

Т.е. Вы утверждаете, что скорее, если человек в норме не агрессивен по отношению к окружающим, то и в патологии — тоже.

А как насчет причинения вреда себе?
Т.е. блокируемое деструктивное поведение по отношению к окружающим, в патологии ведь может трансформироваться в суицидальное поведение?

Или склонность к суициду — это тоже отдельная неотъемлемая часть личности? Которая может соответственно как-то проявляться в норме, а потом, в более сильной форме, во время психического расстройства?

Александр.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *