Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Две эволюции

К предыдущему

Два времени

ДВЕ ЭВОЛЮЦИИ

Выше уже говорилось о музыкальной и эпической концепциях времени. По сути, речь здесь идет о том же, что было главной целью теоретического знания в XIX веке, — о строгой формулировке анализа, то есть о преодолении понятия движения, о попытках рассмат­ривать процесс как нечто целое (как нечто законченное). Таким образом, именно две особенности понятия за­конченности позволяют выделить два аспекта в концеп­ции времени. Все, что говорилось выше о выделенном из окружающего времени процессе (о музыкальном времени), сводится к замене длящегося времени неко­торой конструкцией. Такая замена времени (как сказал в "Тимее" Платон, "движущегося образа бесконечнос­ти") прекрасно иллюстрируется в теоретической физи­ке принципом соответствия, то есть представлением об эволюции теории, предусматривающим, что старая теория всегда входит в новую как существенный элемент. Как говорится в евангелии от Матфея: "Ни одна йота не перейдет из закона, пока не исполнится весь".

В современном понимании (впрочем, как мы видели, это современное понимание началось с Галилея и Ньютона и было в явном виде сформулировано Кантом) научная теория задается принципом относительности, математи­ческой реализацией: "то же самое" (например, утверж­дение, что законы механики одинаковы, наблюдаем ли мы их в этой точке земного шара или в какой-либо другой). Иными словами, говоря о каких-либо физиче­ских величинах, например, об энергии, мы всегда указы­ваем допустимый класс систем отсчета, в которых данная величина не меняется. И требование принципа соответст­вия сводится к утверждению, что классы систем отсчета вложены друг в друга, образуя некоторую иерархию симметрий. Можно сказать, что, вводя теоретический прообраз времени (заменяя сюжетное течение иерархией принципов относительности), мы как бы исключаем самый элемент развития событий и тем самым — историю.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ

One Response to “Две эволюции”

  • Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

    Вы здесь правы: Опасно исключать суть самой истории, увлекаясь теоретическим прообразом времени. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *