Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

277. Завершение исследования соотношения лево- и правополушарного мышления у учащихся в Анадыре. 2

Закономерность, которая была впервые обнаружена во втором исследовании (10 класс школы-интерната или 2-й курс педагогического техникума), полностью подтвердилась при третьем исследовании. И, поскольку я не рассчитывал, что будут созданы специальные ВУЗы для народностей с правополушарным мышлением, подводя итог наших исследований на заседании педагогического совета, я обратил внимание на два момента.

— Во-первых, — сказал я, — совершенно не обязательно, чтобы каждый учащийся интерната оканчивал 11 классов, могут быть такие, которые остановятся на 8-ми. Было время, когда неполное среднее образование на Чукотке считалось нормой, а полное среднее получало меньше половины учащихся. Были дети чукчей, которые выросли в оленном стойбище, и когда им говорили, что они могут выбирать, учиться дальше или возвратиться к пастьбе стада, очень многие выбирали оленей. Более того, теперь, когда мы знаем о роли лево- и правополушарной активности, мы можем увидеть, что правополушарная ориентация не мешает оленеводческой деятельности, а скорее способствует ей. Учащиеся, которые во время каникул были на оленеводческой практике, подвергались пристальному наблюдению со стороны штатных оленеводов, часто их родственников, которые имели чёткое представлена о том, из кого получится хороший оленевод, а кому стоит поискать себе другое занятие. И, оценивая успешность с помощью компетентных судий, как мы привыкли это делать на промышленных предприятиях, мы могли установить, что учащиеся с выраженным правополушарным мышлением всегда попадали в верхнюю половину списка, составленного по нисходящей успешности.


Анадырьская школа-интернат и педагогический техникум.
Фото с сайта

— Те из учащихся, — продолжил я, — у которых левополушарные компоненты когнитивных структур были выше, чем в среднем у оленеводов, по большей части попадали в нижнюю половину этого списка. И, кроме того, эти группы различались по характеру потребностей – потенциально хорошие оленеводы ничего не имели против работы в стаде, многие из них просто любили эту работу, тогда как учащиеся с преобладанием левополушарных когнитивных структур не видели своего будущего в оленеводческом хозяйстве. Во-вторых, расслоение учащихся по принципу большей выраженности левополушарной активности, можно было рассматривать как первый этап профессиональной ориентации. Мальчик-жестянщик, о котором мы уже неоднократно говорили, хотел быть оленеводом и не хотел быть жестянщиком, хотя по соотношению когнитивной активности правого и левого полушарий он занимал позицию посередине списка. Значит, в принципе работать жестянщиком мог. Но жестяное дело его не привлекало, а олени были его пристрастием. И, наконец, выбор ВУЗа. Учащиеся с выраженным интеллектом, с хорошо тренируемыми когнитивными структурами левого полушария могли одновременно обнаруживать фоновую активность правого полушария, появляющуюся вне всякой тренировки. Такие учащиеся в большинстве случаев были художественно одарёнными людьми и стремились учиться на отделении живописи и графики института имени Герцена.
Педагогический совет проходил чрезвычайно активно, у каждого было своё мнение, и почти каждый обращался ко мне как к арбитру. И было странно вспоминать, что исследования этого контингента мы начали только 3 года назад, а сейчас, преподаватели интерната воспринимались как близкие сотрудники. Впрочем, это было взаимно – они воспринимали как близкого сотрудника меня. А когда обсуждение кончилось, вездесущий Вольфсон зашёл в зал, где заседал педагогический совет и объявил:
— Всё готово для праздничного ужина.
А потом тихо сказал мне:
— Я объединил праздничный ужин преподавателей с праздничным ужином выпускников, вы не возражаете?
— Только приветствую, — сказал я. И, расплывшийся в улыбке Вольфсон сказал:
— Всё-таки, и я у вас чему-то научился.


Чукотка. Северный завоз в действии.
Фото: tdatskaya

Разговоры за праздничным ужином неизменно возвращались к будущему выпускников, или даже к будущему Чукотки вообще. Говорил Вольфсон, когда открылась дверь и вошёл неожиданный для меня гость – высокий красивый чукча, который многие годы проходил у меня под кличками «националист» и «староста». Вероятно, он только сегодня приехал, потому что его приветствовали радостно и бурно.
— Уступаю место новому оратору, — заявил Вольфсон, — гостю честь!
А потом, улыбнувшись, добавил:
— Это я, чукотский провинциал, а наш гость теперь столичный житель.
И после того, как все посмеялись, «староста» начал говорить, и только теперь я понимаю, как хорошо он видел ситуацию:
— Чукотка до российского покорения была самодостаточным краем. И оленные, и прибрежные чукчи могли и прокормиться, и одеться за счёт местных ресурсов, помощь со стороны не была для них необходимой. Сейчас я чувствую тревогу в тундре. Я просыпаюсь ночью и думаю, что могут быть большие перемены и чукчам придётся вернуться к традиционным промыслам и за счёт этого промысла жить. Но если ничего не сделать уже сейчас, они не сумеют так жить. Они утратили традиционные навыки и даже в традиционных промыслах привыкли получать помощь с материка – горючее, вездеходы, снасти для охоты и оленеводства. Даже восстановив навыки, они не смогут работать, потому что привыкли считать, что то, что присылают с материка, совершенно необходимо для ведения хозяйства. Сейчас принято говорить о том, что работа по развитию коренных народностей ещё не кончена. Как бы не оказалось, что работа коренных народностей уже кончилась. Если придут большие перемены, мигранты уедут туда, откуда они мигрировали на Чукотку, а большинство чукчей останется здесь в ситуации значительно худшей, чем та, которая была, когда русские покоряли Чукотку. Только одно изменилось, — продолжал «националист», — какое бы правительство не сидело в Москве, оно не может себе позволить дать чукчам спокойно вымирать. Правительство будет бояться обвинений в геноциде, и будет стараться, чтобы на Чукотке не было хотя бы голода, и Чукотка, которая впервые послереволюционные годы тоннами экспортировала мясо оленей и оленьи шкуры, не сможет произвести их в количестве, которое было бы достаточно хотя бы для внутреннего потребления.


Контраст. Шествие с бубнами на фоне гипермаркета.
Фото: tdatskaya

Этой фразой он закончил, и зал зашумел:
— Какие большие перемены? Чего ты ждёшь? Ты думаешь, чукчи теперь стали глупее, чем были раньше?
«Националист», молча, переждал шквал вопросов и сказал:
— Я жду тяжёлых перемен. Можно по-разному относиться к Советской власти. Можно по-разному оценивать распределение бюджета Советского Союза. Но Советская власть это власть, а бюджет это бюджет. При тех переменах, которых я боюсь, может возникнуть ситуация, когда власть существует только номинально, а бюджет будет расхватан хищниками. — Он засмеялся и сказал, — я не марксист, но насчёт «капиталистов баронов-разбойников», я думаю, Маркс был прав. Мы ещё увидим их в действии.
Я тогда был далёк от такого рода мыслей. Мне казалось, что стереотип жизни Советского Союза в обозримом будущем не изменится. Я понимал, что страну с тоталитарным строем нельзя изменить извне, а внутри не видел сил, которые могли бы это сделать. Потом я часто вспоминал это выступление «старосты», и думал, что член-корреспондент Академии Наук Березовский оказался почти таким же умным, как Чукча.
«Все российские состояния взяты из бюджета, — говорил Березовский, — потому что других денег в стране просто не было».
Выступление «старосты» многим испортило настроение, но всё-таки никто не отнёсся к его пророчеству как к ближайшей реальной перспективе, и когда эта перспектива вдруг реализовалась у меня на глазах, первый, о ком я вспомнил, был «староста».

Продолжение следует.

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *