Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

184. Человек из ЦК. 14

— Ыкалук, — сказал я, — я улетаю завтра вечером, и думаю, что утром я ещё буду в больнице, и может быть вы расскажете мне какие-нибудь новости. А на сегодня я попрощаюсь с вами, потому что мне нужно уехать в Магадан.
— Хорошо, — сказал Ыкалук, — я прощаюсь с вами до завтра, — и ещё раз повторил «До завтра», вероятно чтобы я не забыл, что обещал завтра заехать в больницу.
— Вы дадите мне машину? – спросил я Калачёва
— Дам, хотя сегодня это мне не слишком удобно. Но я раздобуду машину, если она мне понадобиться, поэтому берите мою и езжайте. Вы ведь к Селезнёву?
— Да, — ответил я.
— Тогда машина вам просто необходима. Если будут какие-нибудь срочные новости, позвоните мне домой.
— Хорошо, — сказал я, — а где машина?
— Как всегда, она стоит у дверей с того момента, как я понял, что вам нужно ехать к Селезнёву.
— Сейчас только шестой час, — сказал я Калачёву. – Если Селезнёв меня задержит ненадолго, мне бы хотелось сегодня подвести некоторые итоги работы с посттравматическим стрессовым расстройством.

 


Кит у чукотского побережья.
Фотограф Магадан.

— Позвоните когда освободитесь, — сказал Калачёв.

Через 20 минут я уже стучал в дверь Селезнёву.
— Войдите.
Я открыл дверь и вошёл. Владимир Михайлович поднялся из-за письменного стола и пожал мне руку. Рукопожатие при встрече и прощании не были для него характерны. Я удивился, но руку подал.
— Вы уезжаете завтра? – спросил он меня.
— Да.
— Мне очень жаль, но мне придётся занять всё ваше время вплоть до отлёта. Вы помните список людей, который вы мне дали в самом начале?
— Да, конечно.
— Вы мне характеризовали этих людей, но это никогда не было нигде написано. Мне нужно, чтобы вы кратко, на страничку-две написали мне об этих людях, подчеркнув, какие качества вас в них привлекают и чем они могут быть полезны региону в ближайшее время.
— Владимир Михайлович, мне сейчас нужно возвращаться в больницу, но улетаю я вечером. Могу ли я написать эти две странички завтра в первой половине дня?
— Пожалуй, — сказал Селезнёв. – Я успею ознакомиться с ними до вечера. Теперь я хочу сообщить вам новость, которая пока известна не многим, но через месяц будет известна всем. На пленуме, который состоится в декабре, Шайдуров не будет переизбран первым секретарём обкома, причём с негативной характеристикой как человек, не сумевший обеспечить эффективное руководство партийной организацией области. Мне жаль, что вас в это время здесь не будет, но я пробуду в Магадане весь январь. Сможете ли вы в какой-нибудь из этих месяцев в декабре или январе прилететь сюда на недельку?
— Я могу только сказать, что если это нужно, то я постараюсь.
— Я хочу представить вас новому руководству области. Вы ведь не собираетесь в этом году кончать работу на Колыме и Чукотке?
— Я собираюсь работать здесь, по меньшей мере, до 1986 года.
— Я представлял себе примерно эти сроки, — сказал Селезнёв. – Это ещё довольно много времени и для вашей работы будет полезно личное знакомство с новым первым секретарём обкома, если я вас представлю и скажу несколько положительных слов.
— Да, я думаю это будет полезно, — сказал я.

 


Сияние за сопками.
Фотограф Магадан.

— Я хочу поблагодарить вас за всю работу, которую вы проделали за это время, включая оперативные действия, позволившие избежать пограничного конфликта. Все люди, которых вы мне рекомендовали, оправдали ваши рекомендации. Всё, что я делал на Чукотке, я предварительно обсуждал с Нутэтэгрынэ. Кымытваль свою популярность использовала для того, чтобы заболевшие люди не искали спасения в тундре, а приезжали в областную психиатрическую больницу. Безусловно, хорош Вольфсон – прекрасно знает регион, пользуется большим авторитетом. Выкван будет зачислен в филиал ИБПС, которым руководит Вольфсон, но в качестве дополнительной нагрузки будет отслеживать ситуацию в Беринговом проливе. Виталий уже избран председателем областного общества охотников и рыболовов с широкими полномочиями, позволяющими перестраивать работу в этой области, не обращаясь в высшие инстанции. Калачёв сейчас показал себя с самой лучшей стороны и как врач и как организатор. Что касается вашего приятеля Ивакака, он получил золотую медаль на выставке прикладной скульптуры и повышать авторитет Чукотки вообще и Уэлена в частности и будет его задачей. Эту задачу никто ему не будет ставить, просто он работает хорошо и много. Я думаю, что у вас хорошее чутьё на людей. Если вы обещаете мне до обеденного перерыва подготовить те материалы, о которых я вас просил, я пожалуй не буду вас сейчас больше задерживать.
— А что вы собираетесь делать с этими материалами? Вы ведь людей уже знаете.
— Я собираюсь передать их Малькову, — он сделал паузу, ожидая вопроса, но я давно уже знал, что первым секретарём обкома будет Мальков, и вопросов у меня не было. После паузы Селезнёв сам сказал: — Мальков это тот человек, который заменит Шайдурова на посту первого секретаря обкома.
— Да, я слышал об этом.
— От кого?
— Вокруг меня много людей, которые оказываются информированными. Откуда они получают свою информацию – я не знаю.
— Неплохо, — сказал Селезнёв, — вот ещё одно ваше достоинство. Но пока я прощаюсь с вами в ожидании кратких характеристик ваших выдвиженцев.
Прощаясь, он снова подал мне руку, доведя число рукопожатий за всё время нашего общения до двух, и повторил:
— Я действительно вам благодарен за всё, что вы сделали. Ну, а чтобы Меньшиков не таил на вас зла, я эту благодарность адресую и ему. Ну, всего доброго, Феликс Борисович.
— И вам всего доброго.
Я вышел, посмотрел на часы, и подумал, что мы можем без напряжения просмотреть накопившийся материал. Калачёв ещё был в больнице и там же была Лена, которая продолжала обработку своего материала многомерными статистиками с помощью местного математика. Я зашёл к себе в номер, позвонил Калачёву и попросил его собрать все истории болезни лиц, страдавших ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) .
— Мы сумеем их просмотреть, — сказал я Калачёву, — и оценить, в какой мере клиническая картина совпадает с классической и что по сравнению с классической картиной в этой группе изменилось.

 


Ход светил на небосклоне.
Фотограф Магадан.

Мы просмотрели истории болезней всех госпитализированных с ПТСР. К вечеру, когда я приехал к Калачёву домой, их набралось уже 30 человек.

Классический ПТСР Науканский ПТСР
Состояние, возникающее после воздействия стрессогенного травматического события исключительно угрожающего или катастрофического характера
ПТСР может возникать сразу после окончания острого периода стресса или быть отставленным на несколько месяцев
ПТСР ни у кого не возникло через несколько месяцев. Наиболее ранний случай наблюдался через несколько лет, причём самый ранний случай трансформировался в стойкие изменения личности.
Имеются стойкие повторяющиеся воспоминания о травматическом событии Воспоминания возникали после развития ПТСР
ПТСР характеризуется – страхом, тревогой, подавленностью, горем, тоской ПТСР характеризуется тревогой, страхом, ужасом, ощущением неизбежности катастрофы
Присутствовало стремление избежать ситуаций и обстоятельств, напоминающих травматическое событие В течение нескольких лет отсутствовал всякий контакт с местом травматического события, при возникновении ПТСР появлялось стремление избежать обстоятельств, напоминающих травматические события
Отмечалось повышение психологической чувствительности или возбудимости, которые проявляются нарушением сна, затруднением концентрации внимания, повышенным уровнем настороженности и ожиданием угрожающего события Как и в классическом случае
Характер травматического события осознаётся Аффективные расстройства, страхи, ужас и чувство неизбежности катастрофы воспринимаются как вызванные извне врагами или духами, желающими им зла.
В просоночном состоянии возникают иллюзии, воспроизводящие травматические события как будто наяву. Наяву появляются ведения, отображающие вид Наукана до его разрушения и моменты разрушения. Поскольку Наукан был разрушен, видения Наукана расцениваются как направленная попытка враждебных сил придать текущей ситуации угрожающих характер.
Связь между заболевшими ПТСР ограничивается общим переживанием ситуации. Вся группа, у которой заболевание возникло через необычно большой срок, была связана близкородственными отношениями.
Психотерапевтическое вмешательство возможно только после инкапсуляции травматического очага и релаксации. Психотерапевтическое вмешательство затруднено настороженностью больных и возможно только на фоне психофармакологической терапии (наиболее часто – лоразепам, неулептил).

При приведенном сопоставлении наибольшее различие заключается в отставленности развития ПТСР на несколько лет и почти одновременное возникновение его после этого периода. И то и другое явление указывает на значимость генетических факторов, которые в науканской группе определяются близкородственными отношениями. Кроме того, в науканской группе наблюдался один человек, который сразу решил, что это болезнь, что катастрофические переживания находятся внутри него и бесполезно пытаться скрыться от них в тундру, тогда как все остальные такую попытку делали. Это различие ещё раз указывает на роль генетических факторов, поскольку этот человек, давший необычную для Наукана картину, не был чистокровным эскимосом и его отец вообще не подпадал под определение «близкородственные отношения». Все эти результаты могли быть использованы только для отчётов в программе «Отчизна», поскольку ГОСЛИТО поставило на них гриф «Для служебного пользования».

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *