Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

620. По местам наших экспедиций. Чукотка. Полярный волк.

Полярный волк может представлять собой одного из самых опасных хищников на Чукотке, но только в том случае, если чувствует, что ему самому угрожает опасность.
Считается, что он приносит существенный ущерб оленеводству и за отстреленных волков пастухи-оленеводы даже получают награды, но ряд исследований (правда, проведенных в Канаде) позволяет считать, что ущерб, наносимый волками, преувеличен, и что полярный волк избегает нападений на домашние стада, охраняемые вооружёнными пастухами.

“Очень умный зверь, — говорил мне старый абориген, рассказывая о волках, — друг с другом разговаривать могут. Сильный белый шаман их язык понимает, говорит нам: «Дикие олени, однако, подходят, волк из соседней стаи вожаку нашей сообщил». «А он их уже увидел?» – спросил я шамана. «Нет, — сказал шаман, — их соседний волк видел, этому передал, а этот нашему»». Я отнеся скептически к этим сведениям о волчьих переговорах, но этот же абориген сказал мне: «Завтра гости будут, однако». «Какие гости?» — спросил я. «Ещё не знаю, люди однако. Может, начальство на аэросанях едут». «А вы откуда знаете?» «Белый шаман сказал, что он слышал – соседний волк нашему сообщил». Это казалось невероятным, но к посёлку, где мы проводили исследование, на аэросанях приехали какие-то люди из райкома. Дорога ещё не была пробита и на машинах добраться туда было нельзя.

 


Волк, бегущий по звериной тропе.
Фото:  ©  Иван Кислов

 

Полярный волк – единственный подвид волка, который до сих пор занимает всю территорию, на которой жили его предки, главным образом потому, что люди трудно добираются до этой территории. Полярный волк исключительно вынослив, он может большую часть года жить при минусовой температуре, неделями обходиться без пищи, но если добыча после голода оказывается большой, он способен съесть за один присест около 10 килограммов мяса.  Из копытных основной его добычей являются северные олени, однако исследования последнего времени показали, что волки не следуют за дикими оленями во время их переходов, а в период отсутствия оленей в зоне проживания волков питаются в основном мелкими мышевидными грызунами – леммингами и полёвками. Мощный и крупный зверь удовлетворяет свою потребность в пище, если съедает в день 35-40 полёвок. Кроме того, волки применяют изощрённые приёмы для поимки обычно не свойственной им добычи. Например, они используют врождённое любопытство уток и выделывают вокруг озера с утиной стаей диковинные прыжки и почти акробатические этюды. Когда одолеваемые любопытством утки приближаются на расстояние примерно 5 метров, следует прыжок волка. Один из двух прыжков обязательно оказывается удачным. Волки охотятся также на щук, загоняя их с крупных протоков, где щуки обычно охотятся на мелкую рыбу, в более мелкие протоки, которые для матёрых щук оказываются недостаточно проходимыми. Щуки пытаются повернуть назад, но волк почти всегда успевает перекусить им шею. 

Волки образуют стаи из 4-10 особей, представляющих собой семейную группу. Стая занимает участок около 250 квадратных километров, обозначая границу участка мочой, волк обычно мочится под дерево или куст. Даже в тех редких случаях, когда логова двух семейств  волков оказывается на расстоянии 30-40 метров, обозначенные линии участков никогда не нарушаются. Волчата рождаются слепыми и беспомощными,  но развиваются быстро. Волки – заботливые родители, причём в воспитании потомства принимают участие и мать и отец. Половой зрелости самка достигает в 2 года, самец в 3.
Роль полярных волков как санитаров для диких северных оленей  можно считать доказанной. Волки и олени спокойно прогуливаются на одних и тех же лужайках. Волки практически никогда не пытаются нападать на взрослых самцов, но могут нападать на телят и важенок. Если скорость убегающего оленя высока, что свидетельствует о его хорошем состоянии, волк прекращает погоню через 300-400 метров. Если преследуемое животное бежит медленно или быстро обнаруживает признаки усталости, преследование продолжается. Исследование остатков добычи волков показали, что жертвы имели какой-либо дефект — либо врождённый,  либо явившийся результатом травмы, или возникший в результате недостаточно адекватного поведения. Последний вид дефекта чаще встречается у телят или старых оленей.  Когда волчата достигают годовалого возраста, волки на примере охоты на оленей обучают их охотничьим приёмам, но никогда не вмешиваются в охоту – до тех пор, пока волчата сами не добыли своего первого телёнка.
Фарли Моуэт  в свой великолепной книге «Не кричи: «Волки!»» утверждает, что охотники за пушниной, аборигенное население, использующее оленей в пищу, истребляет в несколько раз больше оленей, чем полярные волки. Моуэт описал также  способ  обеспечить себе безопасность, оградив 350 квадратных метров метками из мочи, и волки ни разу не переступили этой преграды.
В завершении я хочу повторить, что наименьшую опасность полярные волки представляют для домашних оленей, охраняемых оленеводами.

 


Волки возле входа в логово.
Фото: ©  Иван Кислов

 


Полярный волк на водопое.
Фото:  http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0/  Xevi V

 


Полярный волк отдыхает после охоты.
Фото: ©  Иван Кислов
 


Волчья пара высматривает место для логова.
Фото: ©  Иван Кислов

 


Матёрый волк высматривает добычу.
Фото: ©  Иван Кислов

 

 

 

К комментариям.

 

 

 

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *