Глава 2. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки с позиций системного подхода к заболеванию.
Врач: «Действительно ли у ЯБДК свое «лицо», с которого можно написать портрет? И если да, то насколько сильно этот портрет отличается от изображений других болезней?»
Психолог: «Теоретически (учитывая принципы системного подхода) ответ на этот вопрос должен быть положительным. Проявления разных заболеваний на психологических уровнях должны также отличаться друг от друга, как и их клинические проявления».
С целью проверки этого утверждения обследованы 173 больных ЯБДК. Среди них было 111 мужчин и 62 женщины в возрасте от 17 до 60 лет, средний возраст 30,86 ± 0,89. Преобладающее число больных (150) обследованы во время их пребывания на стационарном лечении в ЦНИИГ по поводу обострения заболевания. Из них у 76 больных (43,9%) заболевание диагностировано впервые и у 74 больных (42,8%) поводом для госпитализации послужило повторное обострение ЯБДК. Больные, находящиеся в стойкой ремиссии заболевания (23; 13,3%), обследованы амбулаторно (продолжительность ремиссии заболевания у этих больных не менее 5 лет).
Наиболее подходящей группой сравнения для изучения ЯБДК являются больные неязвенной диспепсией. Обследованы 60 больных НД (понятие трактовалось достаточно широко — от чисто функциональных заболеваний желудка до неэрозивных вариантов хронического гастрита). Группа состояла из 33 мужчин и 27 женщин в возрасте от 16 до 58 лет, средний возраст 29,1 ± 1,24. Большинство из них (52) находились на стационарном лечении в ЦНИИГ. Психологическое обследование части больных этой группы (8 больных) было проведено амбулаторно в период, когда они не предъявляли гастроэнтерологических жалоб.
Контрольную группу (73 человека) составили лица, не имеющие жалоб на боли в верхних отделах живота или диспептические расстройства, а также хронических заболеваний, традиционно считающихся психосоматическими (бронхиальная астма, пароксизмальная тахикардия и т.п.). В их числе были 42 мужчины и 31 женщина в возрасте от 15 до 56 лет, средний возраст 32,67 ± 1,32.
Проявления ЯБДК изучались на основании клинических данных (жалобы больного, данные анамнеза, эндоскопическая картина в момент обследования) и с помощью анкетных методов психодиагностики. Клинико-психологический метод использовался в виде беседы, направленной на сбор психологического анамнеза. В ходе беседы фиксировались психотравмирующие события и обстоятельства жизни, которые находились в центре переживаний больных. Особое внимание уделялось событиям, которые, по мнению больных, вызвали данное обострение язвенной болезни.
Для оценки психического статуса пациентов были применены следующие психодиагностические методики: 16-факторный личностный опросник Кетелла (Sixteen Personality Factor Questionnaire — R.B.Cattell. 1970), ММИЛ — Методика многостороннего исследования личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory в модификации Ф.Б.Березина и М.П.Мирошникова 1976), тест Я-структуры ISTA (Ich-Structur-Test der Agression, Angst und Ish-Abgrenzung – G.Ammon, 1972), опросник ЛОБИ «Определение психологического типа отношения к болезни» (Ленинградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1987).
Сбор данных, полученных в ходе исследования, и их обработка производились с помощью СУБД MSSQL 2000 и средств OLAP. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 10.0. Достоверность межгрупповых различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента, а для малых групп при помощи W-статистики Вилкоксона.
Психодиагностические методики
16-факторный опросник Кеттелла
Изменение значений факторов теста Кеттелла показывает особенности личности испытуемых. В традиционной трактовке показатели 5 или 6 считаются средними. Увеличение показателей выше 6 свидетельствовало о чрезмерной выраженности данной черты, а снижение ниже 5 – о ее слабом проявлении. Принимались во внимание следующие значения личностных факторов:
Фактор А (проявленность эмоций). При низких значениях фактора эмоции человека незаметны для окружающих; человек кажется скрытным, сдержанным, осторожным, отгороженным от других людей. Для высоких значений фактора характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, открытость и готовность к сотрудничеству.
Фактор В (приближенная оценка вербального интеллекта). Человек, имеющий низкие оценки по фактору В, склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новую информацию, все понимает буквально и конкретно. Высокие оценки имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, легко воспринимающие новые знания и быстро обучающиеся.
Фактор С (способность к выстраиванию целостного, внутренне непротиворечивого поведения). Низкие значения фактора С встречаются у лиц, отличающихся капризами, непостоянством, слабо развитым чувством ответственности. Их действия непредсказуемы, межличностные контакты с ними затруднены. Высокие значения фактора С свойственны лицам эмоционально зрелым, уверенным в себе. Они осознают требования действительности, реально оценивают свои возможности и достигают своих целей, не ущемляя интересов других людей.
Фактор Е (стремление к лидерству). Человек, имеющий низкую оценку по фактору Е, послушен, не умеет отстаивать свою точку зрения, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым. Высокие показатели по фактору Е свидетельствуют о властности, стремлении к независимости. Эти лица отстаивают свои права на самостоятельность, действуют энергично и активно, стремятся организовать действия вокруг себя в соответствии с собственными правилами и соображениями.
Фактор F (степень свободы поведения, зависящая от физического состояния человека). Низкие оценки свидетельствуют о скованности и заторможенности в движениях, сдержанности, склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Высокие оценки характерны для лиц бодрых, активных, способных действовать одновременно в нескольких направлениях. Значения фактора F можно охарактеризовать как различную степень проявления «энергии поведения»: при низких значения – это скованность и заторможенность, при высоких – высокая активность, легко реализуемая в разных направлениях.
Фактор G (интериоризация социальной нормы). Человек, имеющий низкую оценку по фактору G, ленив, недобросовестен, небрежен в обыденной жизни. Ему свойственно потворство своим желаниям и презрительное отношение к моральным ценностям. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как обязательность, ответственность, стойкость моральных принципов, порядочность.
Фактор Н (эрготропный тонус, чувствительность вегетативной нервной системы к угрозе). Личности с низким значением фактора обладают слабым энергетическим потенциалом, поэтому они не уверены в своих силах, осторожны, медлительны, не способны поддерживать контакты с широким кругом людей. Высокие значения фактора Н свидетельствуют о высоком энергетическом потенциале, позволяющем достигать своей цели независимо от настроения других людей.
Фактор I (тонкость эмоциональных переживаний). Низкие значения характерны для лиц реалистичных, суровых, практичных. Они больше верят рассудку, чем чувствам, не доверяют впечатлениям, а интуицию подменяют расчетом. Высокая оценка по фактору является показателем мягкости, романтичности, многообразия оттенков эмоций, развитого воображения и образности в восприятии мира.
Фактор L (отношение к окружающим). При низких значениях фактора проявляются такие черты, как доверие к людям, открытость, уступчивость, отсутствие зависти и стремления конкурировать с другими людьми. Лица с высокими значениями по фактору L с самого начала подходят ко всем людям с предубеждением, настороженно. Зачастую они считают, что их недооценивают, страдают от ревности и зависти.
Фактор М (ощущение значимости индивидуальных потребностей). Низкие оценки свойственны людям, ориентирующимся в отношениях на ожидания других людей, забывающих о собственных потребностях и желаниях, строго соблюдающих общепринятые нормы, ставящих общественные интересы выше личных. Высокие значения свойственны людям эгоистичным, поглощенным своими идеями и ориентирующимся на собственные желания.
Фактор N (ориентация на воспитанный стереотип). Низкие значения свидетельствуют о недостатках воспитания. Поступки таких людей определяются эмоцией, побуждением и не проходят контроль сравнения с воспитанными нормами. При высоком факторе характерна ориентация на приобретенный (чаще всего в детстве) стереотип. Эти люди обычно держатся корректно, вежливо, ко всему подходят разумно и осторожно.
Фактор О (осознанная удовлетворенность ситуацией и своим положением в ней). Низкая оценка по фактору О отличает людей жизнерадостных, довольных жизнью независимо от фактического положения вещей, уверенных в успехах и своих возможностях управлять ситуацией. Высокая оценка свидетельствует о тревожно-депрессивном фоне настроения, подавленности, неуверенности в себе. Эти люди считают себя неспособными воздействовать на ситуацию.
Фактор Q-1 (консерватизм-радикализм). Низкие оценки характерны для лиц консервативных, не любящих перемен, придерживающихся устоявшихся мнений и не стремящихся к получению новых знаний. Люди с высокими значениями фактора не боятся перемен. Они настроены на получение новой информации, спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды, способны менять свое мнение под влиянием изменившихся фактов.
Фактор Q — 2 (самодостаточность). Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Лица с высокими оценками независимы, самостоятельны, принимают ответственность за свои действия на себя. Нельзя считать, что они не любят людей, просто они не нуждаются в посторонней поддержке.
Фактор Q – 3 (самоконтроль). Лица с низкими значениями не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел, поэтому их жизнь неупорядочена, хаотична. Самоконтроль касается и контроля эмоций — люди с низким самоконтролем несдержанны. Высокие оценки свидетельствуют об умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Человек с высоким показателем Q – 3 обладает высокой чувствительностью к социальному одобрению, хорошо осознает социальные требования и старается их аккуратно выполнять. Заботясь о впечатлении, которое он производит на окружающих, он контролирует проявление своих эмоций.
Фактор Q – 4 (фрустрационное напряжение). Лица с низкими значениями расслаблены, удовлетворены любым положением дел, не стремятся к переменам и достижениям, безразличны к удачам и неудачам. При высоких оценках на первый план выступает напряженность, возбуждение, недовольство ситуацией. Действия человека не приносят результата и не дают ему удовлетворения. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность и нетерпеливость.
Факторы индивидуально-психологических особенностей личности второго порядка
Фактор F — 1 (эмоциональное напряжение). Низкие значения фактора соответствуют спокойному состоянию, удовлетворенности происходящим. При высоких показателях для человека характерно отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, взбудораженности.
Фактор F – 2 (экстра-интроверсия). При низких показателях (интроверсия) человек не испытывает потребности в общении. При необходимых контактах общение не приносит удовольствия из–за скованности, стеснительности, неумения отстаивать собственные интересы. При высоких показателях фактора (экстраверсия) человек стремится к общению, ощущает полноту жизни.
Фактор F – 3 (порог фрустрации). Порог фрустрации – минимальный уровень нарушения взаимодействия между индивидуумом и средой, необходимый для возникновения состояния фрустрации (т.е. блокады или затруднения удовлетворения актуальной потребности). Низкий порог фрустрации свидетельствует о неустойчивости психической адаптации. При прочих равных условиях чем выше порог фрустрации, тем больше стабильность психической адаптации.
Фактор F – 4 (фактор независимости). Это независимость мыслительной деятельности, а следовательно, и независимость поступков. При низких значениях – человек зависим от чужого мнения, при высоких обладает независимостью мыслей и поступков.
Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ)
В описании личности в тесте ММИЛ использованы клинические представления о типах психопатий или, точнее, о синдромах дисгармоничного развития личности.
Первая шкала (шкала ипохондрии). Степень подъема графика на первой шкале отражает выраженность ипохондрической тенденции: подъем на уровне средних величин свидетельствует о повышенном интересе к функционированию своего организма и склонности к жалобам, высокие значения шкалы подтверждают постоянную озабоченность своим физическим состоянием, пессимизм и неверие в успех медицинской помощи.
Вторая шкала (шкала депрессии). Подъем на второй шкале свидетельствует о снижении настроения, неуверенности в себе, внутренней напряженности, той или иной степени выраженности тревоги. Характер профиля позволяет дифференцировать преобладание тревоги или депрессии. Изолированное и умеренное повышение уровня профиля по второй шкале и отсутствие одновременного снижения на девятой шкале обычно свидетельствует в большей степени о тревоге, чем о депрессии. Снижение профиля на девятой шкале при одновременном повышении профиля на второй шкале свидетельствует о развитии депрессивной тенденции, проявляющейся утратой интересов, безразличием, недостатком побуждений к активной деятельности и затруднением межличностных связей.
Третья шкала (шкала истерии). Подъем на третьей шкале свидетельствует о склонности к возникновению в условиях стресса невротических защитных реакций конверсионного типа. При этом все признаки социальных причин тревоги вытесняются из сознания, а дезадаптация ощущается как соматическое заболевание. Это не притворство, а устойчивый бессознательный способ психической адаптации. При умеренной выраженности описанного механизма он может способствовать успешной адаптации, облегчать межличностные контакты и деятельность, требующую широких и относительно коротких контактов с другими людьми.
Если описанные особенности достигают клинической выраженности, поведение становится бесцеремонным, без правильной оценки впечатления, производимого на окружающих. Эти лица стремятся быть в центре внимания и добиваться признания любым путем.
Четвертая шкала (шкала асоциальной психопатии). Подъем профиля на четвертой шкале отмечается у лиц, отличающихся нарушением принятых норм поведения и неспособностью к коррекции этих нарушений под влиянием собственного негативного опыта. Высокие оценки характерны для лиц несдержанных, агрессивных, конфликтных, пренебрегающих социальными нормами и обычаями окружающих людей.
Пятая шкала (шкала мужественности – женственности). Шкала измеряет степень идентичности испытуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой культурой и обществом. Мужчины с высокими оценками по шкале чувствительны, мягки, склонны к волнениям, уделяют много внимания самоанализу и внутренним переживаниям. Женщины с высокими оценками по пятой шкале решительны, чрезмерно уверены в себе, обладают трезвым складом ума, склонны к мужским занятиям.
Шестая шкала (шкала паранояльности). Умеренный пик профиля на шестой шкале указывает на аффективную ригидность, склонность к подозрительности, тенденцию к настороженному обдумыванию действий других людей. При высоком подъеме профиля – повышенное себялюбие, гордость своей ценностью, враждебное или презрительное отношение к окружающим.
Седьмая шкала (шкала психастении). Предназначена для диагностики лиц с тревожно-мнительным типом характера. Умеренное повышение профиля свидетельствует о чувствительности, склонности к сомнениям, нерешительности и боязливости. При значительном повышении профиля в клинической картине отчетливо проступает хроническое чувство тревоги. Повышенная тревожность обычно сочетается с полным неверием в свои возможности, боязнью, что в нужный момент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудностями. При этом неудачи и опасности, существующие только в воображении, пугают больше, чем происходящие в действительности.
Восьмая шкала (шкала шизоидности). Подъем профиля на восьмой шкале свидетельствует об углубленном самонаблюдении, погруженности в свои переживания. Внимание этих людей направлено только на интересующие их проблемы, вне рамок которых они проявляют полное безразличие и неосведомленность.
Девятая шкала (шкала гипомании). Лица с умеренным повышением по девятой шкале активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. У них высокая потребность в общении, они успешны в деятельности, связанной с контактами с другими людьми. Значительное повышение профиля по девятой шкале сочетается с отвлекаемостью, ухудшением концентрации внимания, переоценкой своих возможностей и нереалистичным планированием (за счет этого эффективность любой деятельности снижается).
Нулевая шкала (шкала социальной интроверсии). Снижение уровня профиля на нулевой шкале отражает стремление к межличностным контактам и интерес к людям.
Тест Я-структуры (ISTA)
Методика дает представление о базовых функциях ядра личности (агрессия, страх, нарциссизм).
Базовая Я – функция агрессии. Характеризует активность человека (в терминах Г.Аммона «агрессию»). Г.Аммон выделяет три формы проявлений агрессии: конструктивную (КА), деструктивную (ДА) и дефицитарную (ДФА). Конструктивная агрессия (КА) реализуется в активной деятельности в разных сферах жизни и умении ладить с окружающими при достижении своих целей. Во внутреннем мире этому соответствует интерес к различным видам деятельности и потребность во взаимодействии с другими людьми. При дефекте развития КА энергия действия превращается в деструктивную агрессию (ДА). Во внешнем мире ДА проявляется в достижении цели путем давления и напора, без учета интересов окружающих. В большинстве случаев такой характер проявления активности является разрушительным (деструктивным) и для внешней ситуации, и для внутреннего мира человека. Защитой от разрушающего действия ДА является переход активности в дефицитарную фазу (ДФА). При преобладании в структуре агрессии дефицитарного компонента человек теряет интерес к жизни, что сопровождается резким снижением внешней активности, а во внутреннем мире – потерей интереса к жизни.
Базовая Я-функция страха. Страх – базовая функция, основанная на инстинкте самосохранения. Г.Аммон выделяет три формы страха: конструктивный (КС), деструктивный (ДС) и дефицитарный (ДФС). Обоснованный страх, возникающий перед реальной опасностью и призывающий человека быть более внимательным и осторожным, является конструктивным. Деструктивный страх (ДС) возникает неадекватно ситуации, является чрезмерно эмоционально насыщенным и наполненным деструктивным содержанием. Человек не способен противостоять захватывающему его страху, освободиться от него. Появление деструктивного страха активизирует психологические защиты, при их чрезмерном включении способность чувствовать страх может оказаться сниженной или полностью блокированной. Отсутствие страха (дефицитарный страх — ДФС) может выражаться в различных реакциях – например, человек может чувствовать себя усталым, ленивым или внутренне опустошенным (своего рода «эмоциональное небытие»).
Границы личности. Границы личности – это одна из первичных функций, на которой базируются отношения «Я» и окружающих людей. Выделяют наружные и внутренние границы личности. Нормальные наружные Я-границы (НГ) означают развитую способность контактировать с другими людьми и в то же время сохранять целостность своего «Я». Жесткие (усиленные) границы означают контактный барьер в отношениях с другими людьми, отсутствие адекватного переживания событий окружающего мира. Размытые (ослабленные) границы проявляются в неумении держать дистанцию между собой и другими людьми.
При нормальных внутренних границах человек допускает и переживает чувства, но умеет противодействовать «половодью чувств» (страхи, эйфория). Жесткие (усиленные) внутренние границы приводят к изолированности человека от мира неосознанных чувств и фантазий, в результате чего утрачивается способность испытывать тонкие чувства и различать оттенки чувств. Размытые (ослабленные) границы означают трудности дифференциации чувств. При этом человек не способен отличить главное от второстепенного, не может дифференцировать свои собственные чувства от ожиданий других людей, чувства настоящего момента и навеянные воспоминаниями.
Базовая Я – функция нарциссизма. Функция нарциссизма характеризует отношение к себе, оценку себя в собственных глазах, внутреннюю картину своего «Я».
Конструктивный нарциссизм (КН) — это способность находиться в согласии с самим собой, своим подсознанием и Я-функциями. Собственная телесность, интересы и идеи оцениваются позитивно и переживаются, как подлинное «Я». Конструктивно нарциссичный человек находится в тесной связи с чувством собственного достоинства, что является необходимым условием развития личности. Различают два отклонения в функции нарциссизма: деструктивный нарциссизм (ДН) и дефицитарный нарциссизм (ДФН). Деструктивный нарциссизм — непреодолимое желание находиться в центре внимания других людей, которые должны постоянно подтверждать его успехи. Дефицитарный нарциссизм — оценка себя как человека, имеющего недостатки и изъяны, стремление быть в тени, оставаться незаметным.
Врач: «Насколько известно, существует большое количество самых разнообразных психологических тестов. Почему для обследования больных выбраны именно эти методики?»
Психолог: «Данный набор психодиагностических методик полностью соответствует задачам исследования. Представление об особенностях личности дает тест Кеттелла, характеристику базовых черт личности – ISTA, психический статус на момент обследования – ММИЛ. И очень важный момент для данного исследования – работа с опросником «Определение психологического типа отношения к болезни». В результате получаем всестороннюю психологическую характеристику больного».
Оценка проявлений болезни на разных уровнях проводилась по всем, без исключения, показателям используемых в исследовании психодиагностических методик. Статистическая обработка данных показала, что значимые различия между исследуемыми группами получены по следующим показателям тестов:
Физический уровень
1. Общая физическая активность (фактор Н теста Кеттелла, 9-я шкала ММИЛ)
2. Степень интереса к своему соматическому состоянию (1-я шкала ММИЛ)
Эмоциональный уровень
1. Степень эмоционального напряжения (общий уровень профиля ММИЛ по клиническим шкалам и значения факторов Q-4 и F-1 теста Кеттелла)
2. Тревога (7-я шкала ММИЛ) и появление патологических форм страха (ДС и ДФС теста ISTA)
3. Депрессивные тенденции (2-я шкала ММИЛ)
4. Проявления эмоций вовне или сдержанность эмоций (фактор А теста Кеттелла)
Когнитивный уровень
1. Способность к решению логических задач (фактор В теста Кеттелла)
2. Трудности вербализации чувств (фактор I теста Кеттелла, внутренние границы теста ISTA)
3. Отношение к ситуации (фактор О теста Кеттелла)
4. Отношение к себе (ДН теста ISTA)
Интегративный уровень (уровень поведения)
1. Отношение к другим людям (факторы М, Q-2, F–4 теста Кеттелла, наружные границы теста ISTA)
2. Характер проявлений активности (факторы С и Q-1 теста Кеттелла, ДА теста ISTA)
3. Самоконтроль эмоций и поведения (фактор Q-4 теста Кеттелла)
4. Отношение к болезни (тип отношения к болезни по тесту «Определение психологического типа отношения к болезни»)
При анализе изменений на разных уровнях системы у больных ЯБДК и НД, в сравнении с контрольной группой, выявлены признаки заболевания, присутствующие в обеих группах больных. Соответствующие данным признакам показатели психодиагностических методик представлены в табл. 1.
Признаки заболевания |
Показатели психодиагностических методик |
Физический уровень |
|
снижение физической активности |
фактор Н теста Кеттелла |
повышение внимания к своему соматическому состоянию |
1-я шкала ММИЛ |
Эмоциональный уровень |
|
степень эмоционального напряжения |
— уровень усредненного профиля ММИЛ
— фактор Q-4 теста Кеттелла — фактор F-1 теста Кеттелла |
тревога и повышенная готовность к возникновению тревожных реакций |
— 7-я шкала ММИЛ |
деструктивный страх | ДС теста ISTA |
Когнитивный уровень |
|
замена чувственного восприятия анализом |
фактор I теста Кеттелла |
трудности вербализации оттенков своих чувств |
Внутренние границы личности по тесту ISTA |
снижение способности к логическому мышлению |
Фактор В теста Кеттелла |
Интегративный уровень |
|
возрастание потребности в защите |
— факторы Q-2, F-4 и М теста Кеттелла |
Поскольку данные признаки являются общими для двух заболеваний, можно предположить, что они не связаны с семантикой диагноза, а являются реакцией психики человека на сам факт болезни. На основании этих данных схему неспецифических проявлений заболевания можно представить следующим образом (рис. 5).
рис. 5 Неспецифические признаки заболевания
Кроме общих признаков, при сравнительном анализе двух групп были выявлены различия в проявлениях заболевания у больных ЯБДК и НД. Они представлены в табл. 2
Табл 2. Признаки заболевания и соответствующие им показатели психодиагностических методик, отличающиеся в группах больных ЯБДК и НД.
Признаки заболевания |
Показатели психодиагностических методик |
Физический уровень |
|
характер болевого синдрома и диспептических расстройств | оценивается клинически |
Эмоциональный уровень |
|
тревога и повышенная готовность к возникновению тревожных реакций | — 7-я шкала ММИЛ |
дефицитарный страх | ДФС теста ISTA |
снижение настроения | сопоставление уровней 2-й и 9-й шкал ММИЛ |
Когнитивный уровень |
|
сосредоточенность на событиях внутреннего мира |
8-я шкала ММИЛ |
отношение к ситуации и своему положению в ней |
Фактор О теста Кеттелла |
склонность к самообвинению |
ДФН теста ISTA |
Интегративный уровень
|
|
Характер активности |
ДА теста ISTA |
Стремление к изменению ситуации |
Фактор Q-1 теста Кеттелла |
Самоконтроль эмоций и поведения |
Фактор Q-4 теста Кеттелла |
Различия в проявлениях заболевания на разных уровнях системы между больными ЯБДК и НД были следующими (табл. 3)
табл.3 Различия проявлений язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и неязвенной диспепсии
Уровни |
Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки | Неязвенная диспепсия |
Физический | Чаще сильные, локальные боли, реже диспептические явления | Чаще разлитые боли умеренной интенсивности, чаще желудочная и кишечная диспепсия, шире диапазон диспепсических жалоб |
Эмоциональный | Чаще деструктивный и дефицитарный страхи | Чаще тревога, снижение настроения |
Когнитивный | Чаще сосредоточенность на событиях внутреннего мира, изменение самооценки, склонность к самообвинению | Чаще недовольство ситуацией |
Интегративный | Чаще деструктивная агрессия, высокий самоконтроль | Чаще: пассивность, отсутствие стремления к изменению ситуации |
Таким образом, определенные различия существуют между язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и неязвенной диспепсией не только на физическом, но и на эмоциональном, когнитивном и интегративном уровнях заболевания.
Рисуя обобщенный портрет больного язвенной болезнью, правомочно изобразить человека, в глазах которого виден внутренний конфликт, связанный с поиском причины нереализованной активности, человека язвительного по отношению к самому себе, одновременно тревожного и бесстрашного.
Врач: «Как показывает опыт, многие больные ЯБДК совершенно непохожи на представленный образ».
Психолог: «Да, это так. Но преобладание данных черт у больных язвенной болезнью в сравнении с контрольной группой и больными неязвенной диспепсией статистически достоверно. Поэтому этот образ назван обобщенным».
Врач: «Подтверждает ли это теорию «специфического личностного профиля», свойственного больным различными психосоматическими заболеваниями?»
Психолог: «В данном утверждении речь идет об изменениях в психике больного язвенной болезнью, возникших наряду с его соматическим страданием, а не о преморбидных особенностях личности, соответствующих тому или иному личностному профилю».
Врач: «Может ли «портрет» язвенной болезни со временем измениться?»
Психолог: «Теоретически не только может, но должен измениться. Поворот медицинской науки в сторону абсолютного признания роли НР в развитии язвенной болезни, кардинальное изменение лечения и патоморфоз заболевания не могут не отразиться на восприятии болезни самими больными. Если изменения в психическом статусе больных будут существенными, это станет неоспоримым доказательством того, что реакции на болезнь существенно важнее приписываемых больным язвенной болезнью личностных особенностей».
Добавить комментарий