Н.Иванова zewgma
______________________
Всякая религия лишает человеческую личность одного из самых важных ее качеств – суверенности. Религия – это всегда принятие неких догматов, хотя они и преподносятся от имени бога единого. Догматы религии позволяют считать, что с точки зрения религии является достоинством, а что недостатком, и утверждают, что эти конечные добавки могут повлиять на судьбу человека в загробном мире. Однако человек, который, безусловно, был религиозным, человек, мудрость которого вошла в поговорку, в любимой мною Книге Проповедника писал: «Кто знает, души людей возносятся ли вверх, к престолу Божию? И души животных спускаются ли вниз, в Преисподнюю? Ибо участь сынов человеческих и участь животных одна. Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нету у человека преимуществ перед скотом».
Я в этом отношении добрее. Я считаю, что у человека есть преимущества перед скотом, потому что у человека есть изначально ощущение неизбежного конца, и явно или неявно он уже учитывает это в своем поведении. Я полагаю, что только человеческая личность создает неповторимую Вселенную. И ничего не зная о том, существует ли загробная жизнь и как она выглядит, если существует, я исхожу из того, что ограниченные, определяемые чьим-то мнением недостатки или достоинства не меняют стремящейся к бесконечности ценности человека уже в этом, известном мне, мире.
Когда приближается конец, каждый ищет свой выход. И меня не удивило, что на встрече в «Музее еврейской культуры и Центре толерантности» единственный из моих друзей, до сих пор существующий в этом мире, назвал себя верующим евреем. У убежденного коммуниста, которым он был когда-то, после смерти нет будущего. У верующего еврея будущее есть. Еще до обращения к вере он написал:
В окопе, даже под огнем убийственным,
С уверенной надеждой вдаль глядел.
В пространстве безграничном и таинственном
У времени не виден был предел.
Но, опасаясь при ходьбе падения,
Теперь под ноги опускаю взор.
Там лишь земля. Не может быть сомнения,
Боязнь паденья – утешенья вздор.
В самых жестоких боях существует вероятность: могут убить, а могут и не убить. В конце же жизни смерть неизбежна. И для того чтобы найти выход в этом положении, появляется религия. Когда-то я был атеистом, потом стал агностиком. Агностик знает то, что знает, но не имеет определенного мнения по поводу того, что ему неизвестно. Эта позиция более утешительна, потому что она допускает вероятность какого-то существования за чертой. Не обязательного существования за этой чертой, как это предполагает религия, но какой-то вероятности такого существования. И тогда уже я могу написать:
Когда останется одна душа,
Не будет ни страдания, ни боли.
Душа пройдет по саду не спеша,
Никто и ни к чему не приневолит.
Там, где останется одна душа,
Нет хода времени. Там не спеша
Я все додумаю и все пойму.
Жаль, не смогу поведать никому.
Но ориентируюсь я все-таки на то, что мне хорошо известно. И бесконечная ценность человеческой личности рождается не в мире за чертой, а в том самом мире, в котором создается генетический код человека (уже уникальный), а по мере взросления и тем более в старости человек все яснее ощущает свою собственную бесконечную Вселенную, которая исчезнет вместе с ним.
Добавить комментарий