Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

О пространстве-времени

К предыдущему

О ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ

Можно ли сказать о чем-либо: смотри, вот новое? Это уже было до нас, в старые времена.
Екклесиаст

Грустный царь ехал по улицам своей столицы, погруженный в высокие царственные думы. На углу, возле старого дома, стоял музыкант и играл на скрипке. Царь обратился к нему:
— Ты беден, но по лицу твоему я вижу, что ты счастлив. Мне повинуются многие народы и племена. Почему же я не знаю радости?
Музыкант ответил:
— Уже много лет я играю эту прекрасную сонату. Века прошли с тех пор, как ее создали, а она — все та же. Как же мне не радоваться, если мне покорно время? Ты же повелеваешь лишь пространством. Тебе не дано возвращать прошлое. Поэтому ты несчастен. Вспомни о великой битве, проигранной тобой…
— Когда-то, — сказал царь, — я прочел в старых книгах о том, что в государстве не быть гармонии, пока либо музыканты не придут к власти, либо цари не станут музыкантами.
— Но кто же сможет учить царей музыке? — возразил музыкант. — Игре учатся в комнатах, запертых так плотно, что из называют консерваториями. А цари живут на виду у всех. Они принадлежат истории, а история ничему научить не может, ибо "история не повторяется".
— Но ведь я — повелитель пространства, — сказал царь. — Что же помешает мне основать консерваторию там, где я нахожусь?
И царь поехал по свету искать педагога, способного превратить его дворец в консерваторию. Нашел он его на пороге всеми покинутого дома. Это был седой человек с печальными глазами. Грустный стоял он и играл на скрипке.
— В чем твое горе, незнакомец? — спросил его царь. — Ведь ты посвятил себя веселой науке.
— Меня зовут Альберт Эйнштейн, — ответил тот, кто играл на скрипке. — Когда-то дни и ночи я играл Прекрасную Сонату и не знал печали. Но однажды мне пришла в голову несчастная мысль. Я захотел объединить пространство и время. Но соединившись с пространством, время утратило музыкальность и стало невоспроизводимым. Теперь уже невозможно отгородиться от пространства стенами консерватории. Адепты приходили ко мне, чтобы послушать Прекрасную Сонату. Я же каждый раз играл им что-то совершенно новое. Неудивительно, что все ученики меня покинули: чему может научить тот, кто никогда не повторяется?

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям  в ЖЖ 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *