Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ ТЕСТА

С целью минимизации установочного эффекта и определения достоверности полученного результата, помимо основных клинических шкал, были составлены три оценочные шкалы.

Шкала L. Утверждения, вошедшие в эту шкалу, касаются социально одобряемых, но малозначимых норм, которые, как правило, не соблюдаются регулярно. Положительная реакция на эти утверждения отражает стремление испытуемого выглядеть в глазах экспериментатора в возможно более благоприятном свете, демонстрируя строгое соблюдение социальных норм.

Шкала F. Реакции на включенные в эту шкалу утверждения, учитываемые при подсчете результата, были редкими как в нормативной группе здоровых лиц, так и в тех группах больных, по которым валидизировались клинические шкалы. Поэтому значительное увеличение частоты учитываемых ответов не могло зависеть от принадлежности испытуемого к той или иной группе, по которой валидизировались шкалы теста, а указывало, что полученный результат обусловлен какими-то иными причинами (например, ошибками, случайной раскладкой, симуляцией). В связи с этим такое увеличение свидетельствует о недостоверности полученного результата.

Шкала К. Эта шкала создана с целью коррекции чрезмерной замкнутости или чрезмерной открытости испытуемых. Она была получена путем сопоставления реакций явно патологических личностей, дающих без такой коррекции нормальные результаты, и нормальных личностей, дающих результаты патологические. В шкалу были включены утверждения, достоверно дифференцирующие эти две группы испытуемых, а полученный по шкале первичный результат добавляется в эмпирически установленных пропорциях к первичному результату, полученному по первой, четвертой, седьмой, восьмой и девятой шкалам MMPI.

Наличие оценочных шкал можно рассматривать как важное достоинство теста, поскольку они позволяют оценить (а с помощью шкалы К в значительной степени корригировать) осознанные или неосознаваемые искажения, в частности, связанные с мотивацией испытуемого, ошибками, вызванными небрежностью или недостаточным пониманием задания.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *