Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

1002. Конфликт на Украине: историческая справка, истоки конфликта, мои прогнозы и их реализация, нынешняя ситуация.

Сейчас очень многие люди на Украине, в России, в странах Европейского Союза и в Соединенных Штатах интересуются гражданской войной на Украине, хотя называть эту гражданскую войну могут по-разному. В некоторых из перечисленных государств думают, что для того, чтобы закончить эту гражданскую войну, нужно оказывать давление на Россию, а в самой России считают, что закончить ее можно только путем прямых переговоров между сторонами конфликта. Однако для начала стоит рассмотреть очень коротко, возможно, не вызывая особого интереса у моих читателей, вопрос, откуда взялась Украина, как она развивалась, когда впервые сочла себя государственным образованием.

Считается, что впервые слово «Украина» было употреблено в Ипатьевской летописи (по мнению большинства ученых, Ипатьевская летопись датируется 13-м веком).

ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись. Фрагмент

Фото с сайта

Для автора летописи это слово – Украина (окраина) не было географическим понятием. Это была именно окраина Руси на Востоке или на Западе. Западная окраина в представлениях, существовавших в Киевской Руси, примерно совпадала с тем, что ныне считается западной границей Украины.

В действительности это было не первое упоминание. В договоре между киевским князем Владимиром и Византией само слово «Украина» употреблялось без всякого разъяснения, а значит, оно существовало еще раньше.

Вопрос об истории Украины актуален и сейчас. Я убедился в этом во время моей последней поездки в Киев в 1994 году.

В Киев я приехал по приглашению Ильи Зиновьевича Карася, бывшего директора МЭВЦ – Московского экспериментального вычислительного центра. Ко времени моей поездки в Киев его деятельность осуществлялась не только в России, и даже в основном не в России. Желая обсудить со мной некоторые вопросы, он назначил мне встречу в Киеве. Я не мог ему отказать, хотя старался не передвигаться по постсоветскому пространству. МЭВЦ был первой внешней организацией, которая заинтересовалась сотрудничеством с моей лабораторией, и сотрудничество это продолжалось до конца существования лаборатории.

Я приехал. Временная резиденция Карася располагалась в офисе крупной компании, которая занималась, в частности, закупками газа в России, и которая, как и Илья Зиновьевич, просила меня высказать мнение о том, как долго продлятся эти закупки, на какие условия можно рассчитывать и что может этим закупкам помешать. Я высказал свое мнение, оно совпало с последующим развитием событий, но я на этом не буду останавливаться, поскольку эта проблема широко освещалась в текущей прессе.

Я вспомнил об этом в другой связи. Среди сотрудников украинского партнера Карася был человек, которого я тогда видел в первый и последний раз в жизни, но который изложил мне некоторые соображения, очень важные для моего видения ситуации.

Он говорил логично, взвешенно и последовательно, а беседу со мной, которая свелась к длинному его монологу, он начал так:   — Я не националист. Я такой же русский, как и вы. Просто я по-другому вижу историю. Я вижу, что в истории России существовала киевоцентрическая тенденция собирания российских земель, существовала великая Киевская Русь, а после падении великой Киевской Руси, после эпохи удельных княжеств, возникла москвоцентричная тенденция собирания этих земель. Это все знают. Все расхождение во взглядах идет не между националистами и ненационалистами, а теми, кто придает большое значение киевоцентрической тенденции и теми, кто считает, что эта тенденция существовала только в далекой истории.

Я так не думаю, — продолжил он. – Я считаю, что киевоцентрическая тенденция подспудно существовала всегда, и что сейчас самый подходящий момент для того, чтобы сделать эту тенденцию господствующей.

– Оригинальная точка зрения, – сказал я. – С такой я еще не сталкивался. И какие же практические выводы вы делаете из своих взглядов?

– Выводов несколько, и все важные. Во-первых, я не могу называться украинским националистом уже потому, что для меня Украина до сих пор наследница Киевской Руси, и следовательно, она не Украина, а Русь. А во-вторых, возрождение киевоцентрической тенденции означало бы возрождение великого государства со столицей в Киеве, которое бы занимало всю ту территорию, которую занимала великая Киевская Русь. И в-третьих, что нельзя говорить о том, украинский или русский язык должен быть государственным, потому что украинский язык – это по сути дела и есть классический русский язык, а русский язык с его многочисленными татарскими включениями, оставшимися со времен татаро-монгольского ига, приобрел черты тюркского языка.

Он действительно излагал свои мысли очень четко, и выводы, которые он делал, были обоснованными, если принять основной исходный тезис: Украина – прямая наследница Великой Киевской Руси.

Я вспомнил, что даже Новгород был в орбите Киевской Руси, такие огромнейшие территории она занимала, и вспомнил фельетон, который в свое время написал Остап Вишня:

остап вишня и максим рыльский

Остап Вишня (в очках) и Максим Рыльский любили вместе охотиться

Фото с сайта

«Я зброї (оружия) в руки не брав. А більшовики затримали (задержали) мене і почали (начали) мене питати (спрашивать). Три бiльшовика. А один такiй бiльшовик, що аж чорний. И запитують мене: «А ти Росію взагалі (вообще) визнаєш? (признаешь?)» «Визнаю, — кажу, — в етнографічних межах (границах)». «А якi ж то межi?» — питають. Я вiдповiдаю як на духу: «Від Луб'янки до Нікітських воріт. А Маросейка — це вже Україна».

Тогда я подумал, что такие вполне интеллигентные, изучающие историю люди, никогда не бравшие в руки оружие, могут сообщать свою точку зрения людям, менее интеллигентным, но более склонным собираться в группы, для которых применение оружия является основным способом решения вопроса. Страшные последствия такого развития событий и для самой Украины, и для России, а может быть, и для всего окружающего мира были очевидны.

Тогда мне казалось, что вероятность вооруженного столкновения сторонников киевоцентрической и москвоцентрической позиций крайне мала. Однако теперь я вижу, что гражданская война, которая идет сейчас на Украине — это война между сторонниками киевоцентрической и москвоцентрической позиций, хотя стороны употребляют другую терминологию. То, что для  них полем битвы является не нынешняя линия фронта, можно понять, увидев на фотографиях надписи на танках украинских добровольческих формирований лозунг «На Москву!» И даже «Ми ще візьмемо Москву!»

На Москву

Танк вооруженных сил Украины с надписью на борту "На Москву" врезался в бетонный еж, на котором написано "Нет войне".

Фото с сайта

Поэтому вопрос о том, как возникла Украина – вопрос не праздный.

 

Продолжение следует.

К комментариям в ЖЖ

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *