801. Ион Деген и последняя встреча. 6
«Я закончил, — продолжает Деген, — и сел на свободное место. И тут началось. Но М. Дудин прав. Не просто лаяли и песочили. В пыль растирали. Как это офицер, коммунист мог стать апологетом мародёрства и трусости».
И Деген, который крайне редко читал чужие стихи во время своих выступлений, неожиданно привел прекрасное четверостишие Юлии Друниной о войне и страхе:
Я только раз видала рукопашный –
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина, советский поэт-фронтовик
Фото с сайта
Но разнос продолжался: как мог коммунист клеветать на доблестную Красную армию. «Киплинговщина какая-то». И ещё. И ещё. И всем дирижировал К. Симонов. Весь этот разнос доносился до меня как отдаленный гул канонады. Я писал своё ответное слово — стихотворение "Товарищам "фронтовым" поэтам".
ТОВАРИЩАМ "ФРОНТОВЫМ" ПОЭТАМ
(Вместо заключительного слова во время
выступления в Центральном Доме Литераторов)
Я не писал фронтовые стихи
В тихом армейском штабе.
Кровь и безумство военных стихий,
Танки на снежных ухабах
Ритм диктовали.
Врывались в стихи
Рваных шрапнелей медузы.
Смерть караулила встречи мои
С малоприветливой Музой.
Слышал я строф ненаписанных высь,
Танком утюжа траншеи.
Вы же — в обозе толпою плелись
И подшибали трофеи.
Мой гонорар — только слава в полку
И благодарность солдата.
Вам же платил за любую строку
Щедрый главбух Литиздата.
Именно это стихотворение я прочитал и под возмущённые возгласы аудитории вышел на своих костылях. А поэт Дудин, присутствовавший на этой встрече, написал: «Лейтенант повернулся на своем костыле и сказал: «Тыловые шлюхи!» и ушел молча. Ушел поэт из русской поэзии». Ну, во-первых, ушел не поэт, во-вторых, не из русской поэзии, и конечно, я, как вы сами понимаете, «тыловые шлюхи» никому не говорил. И не повернулся на костыле, потому что я на двух костылях был. Вот, собственно, и все.
Спускаясь в метро, я дал зарок никогда не иметь дела с литературным генералитетом».
К этому я могу добавить, что Яня не просто не имел больше дела с литературным генералитетом, а даже в институте читал свои стихи очень узкому кругу лиц, в основном фронтовиков.
«Евгений Евтушенко как-то сказал мне, что я напрасно вешаю на Симонова собак. "Жизнь он вам спас", — говорил Евтушенко. Молиться, мол, на него следует. В одном из моих стихотворений есть строка "Признают гениальным полководца". Кто-то доложил куда надо, что я поднял руку на товарища Сталина. И Симонов, защищая меня, объяснил, что для танкиста даже командир бригады — уже полководец. Так оно и было в действительности. Для меня даже тыл батальона был далеким, как другая планета.
Поэт Евгений Евтушенко
Фото с сайта
Евтушенко сказал, что в Доме литераторов Симонов не мог вести себя иначе, что он знал, что в зале сидят, по крайней мере, пять человек, которые, если он поведет себя по-другому, завтра же доложат «куда следует», что Деген выступил с идеологически порочными стихами, а он, Симонов, присутствовал и не пресек».
Деген рассказывал, как всегда, выразительно и просто.
Сам я хорошо понимал, что первоначальное возмущение словом «полководец» было связано с тем, что это слово в основном применялось по отношению к Верховному главнокомандующему. Все остальные были «военачальники».
Вспоминая об этом эпизоде, Симонов впоследствии рассказывал: «Сталин сказал мне: «Так что, для этого танкиста комбриг – полководец?» И на мой утвердительный жест ответил снисходительной улыбкой: «Он, сидя в своем танке, небось, и генерала живого не видал».
Кадр из фильма о танкистах «Жаворонок» (Ленфильм, 1965 г., режиссеры – Леонид Менакер и Николай Курихин, один из авторов сценария – Сергей Орлов)
Источник: военно-патриотический сайт "Отвага"
Я с огромным удовольствием слушал изумительные интонации, с которыми Деген читал стихи. А он продолжал говорить:
«Уже гораздо позднее, когда я размышлял о тех, кто не воевал напрямую, а находился в тылу или во вспомогательных войсках, я сочинил такое стихотворение:
В кровавой бухгалтерии войны,
Пытаясь подсчитать убитых мною,
Я часть делил на тех, кто не вольны
Со мною в танке жить моей войною.
На повара, связистов, старшину,
Ремонтников, тавотом просмоленных.
На всех, кто разделял со мной войну,
Кто был не дальше тыла батальона.
А те, что дальше? Можно ли считать,
Что их война, как нас, собой достала?
Без них нельзя, конечно, воевать,
Нельзя, как без Сибири и Урала.
Их тоже доставал девятый вал.
Потери и у них в тылу бывали.
Но только я солдатами считал
Лишь только тех, кто лично убивали.
Об этом в спорах был среди задир,
Противоречье разглядев едва ли.
Водитель и башнер, и командир,
Мы тоже ведь из танка не стреляли.
Я знаю: аргументы не полны
Не только для дискуссии — для тоста.
В кровавой бухгалтерии войны
Мне разобраться и сейчас непросто».
Трудности в оценке «кровавой бухгалтерии войны», на мой взгляд, были связаны еще и с тем, что Деген несколько пренебрежительно относился к указующим документам. Он полагал, что боевой опыт, готовность выполнить приказ «любой ценой, что для командира батальона означало потерю техники, а для меня – почти верную гибель» важнее всяких уставов. Деген писал по этому поводу:
Все у меня не по уставу.
Прилип к губам окурок вечный.
Распахнут ворот гимнастерки.
На животе мой "парабеллум",
Не на боку, как у людей.
Все у меня не по уставу.
Во взводе чинопочитаньем
Не пахнет даже на привалах.
Не забавляемся плененьем:
Убитый враг — оно верней.
Все у меня не по уставу.
За пазухой гармошка карты,
Хоть место для нее в планшете.
Но занят мой планшет стихами,
Увы, ненужными в бою.
Пусть это все не по уставу.
Но я слыву специалистом
В своем цеху уничтоженья.
А именно для этой цели
В тылу уставы создают.
Выступление Дегена в Музее еврейской культуры и Центре толерантности завершала его встреча с Главным раввином России Берлом Лазаром.
Деген и Главный раввин России
Фото с сайта
Обращаясь к Дегену, раввин сказал: «Всегда очень тяжело выступать после ветеранов войны, но после вас, Ион Лазаревич, говорить вдвойне тяжелее. Героизм вашего поколения невозможно переоценить. К сожалению, в наше время многие люди не понимают, какой ценой досталась победа над фашизмом. Несмотря на это, я уверен, что если с нами сегодня есть такие люди, как вы, то память о подвиге советских солдат никогда не будет забыта».
Пресс-служба раввината подчеркивает, что Деген поблагодарил организаторов за возможность выступить в Еврейском музее и сказал, что с огромным уважением относится к наследию Любавического Ребе и к той работе, которую раввин Лазар ведет в России. «Я считаю себя верующим человеком и получаю необычайный заряд энергии от соприкосновения с философией хасидизма», — добавил поэт.
Все длительное пребывание в душноватом зале мой организм перенес на удивление добросовестно, щедро расходуя невосполнимые запасы адаптационной энергии. Только один раз он дал сбой, потребовав трех или пяти минут на медицинскую помощь. Но в это время все смотрели на Дегена и Главного раввина, и никто этого эпизода не заметил.
Единственный момент, когда мой организм дал сбой на три минуты
Фото: zloileha
После окончания выступления и раздачи многочисленных автографов Яня снова подошел ко мне. Он передал Марине подаренные ему цветы, и мы поговорили еще минут двадцать.
Я не знаю, как воспринял эти двадцать минут Яня, но мне это время показалось длительным, и у меня создалось впечатление, что я успел многое сказать и многое услышать. И прощаясь, он с сожалением сказал Марине: «Вы уже уходите?» И Марина ответила: «Что делать, когда-нибудь приходится уходить».
Прощание. На переднем плане справа налево Ион Деген, я и моя дочь Марина.
Фотография получена от Натальи Лайдинен
Почти сразу я получил очень теплую записку, посланную из аэропорта, то ли в Москве, то ли из аэропорта Бен-Гурион в Израиле.
«Дорогой Феликс!
Нет слов, чтобы выразить тебе благодарность за твой приход. Я так мечтал увидеть тебя, но был рабом, в полном подчинении пригласивших. Одни передавали нас другим, не давая времени пописать. И когда я увидел тебя, радости моей не было предела. Но и здесь мне не удалось перемолвиться с тобой. В аэропорту упрекнули меня в том, что я не обратил внимания на стоявшего рядом со мной рава Лазара. А я ведь, даже болтая — выступая о чём-то, обращал внимание только на тебя.
Марине предай привет. Она славная девочка.
Будь здоров и счастлив.
Обнимаю!
Яня»
Эта записка воспринималась как постскриптум нашей последней встречи, как теплое дружеское рукопожатие.
Предыдущая запись
Следующая запись
Posted in Без рубрики
[…] 800. Ион Деген и последняя встреча. 5», Березин Ф.Б. «801. Ион Деген и последняя встреча. 6». В разделе 801 Ф. Березин, в частности, приводит такие […]