Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

446. Мир вверх ногами. Микросоциальный стресс. Нарушение социального статуса и жизненных ценностей.

Мир ещё на ногах 10.

 

 

Учёба в МВТУ не требовала от Дмитрия больших усилий, хотя и изменила распорядок его дня. Всё время, свободное от обязательных занятий, он посвящал КДХ и старался выбирать время, чтобы присутствовать на семинарах в лаборатории своего друга и покровителя. Слово «покровитель» он добавил в определение потому, что его новые статьи неизменно направлялись в печать после публикации препринта в ИТЭФ. Ссылка на этот препринт была обязательной, и люди, которые решали вопрос о публикации, не сомневались, что присланная работа была выполнена в ИТЭФ, как бы это не оформлялось официально. Он опубликовал одну статью в «ЖЭТФ», две в «Physical Review», а одну послал Майку с просьбой опубликовать её в «Физических записках университета Флориды». Дмитрий рассматривал это как жест, подтверждающий его дружеские чувства, и его флоридские друзья так это и восприняли. Эти статьи исчерпали его прежние наработки, и он стал думать о каком-то новом повороте в своих теоретических взглядах на КХД.


Главный корпус Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана.
Фото: hamMElion

 

— Юрий, — сказал он своему другу и покровителю, — вам не приходило в голову, рассмотреть поля КХД и напряжение струн применительно к десятимерному пространству, а потом преобразовать получившиеся результаты параллельно переходу от десятимерного к четырёхмерному пространству, используя известный математический аппарат.


— Это могло бы быть интересно, — сказал Юрий. – Попробуй, а когда сумеешь на этом пути продвинуться, покажешь мне, что у тебя получилось.
— Может быть, об этом ещё рано говорить, но мне хотелось бы работать с вами и после окончания МВТУ. Вы считаете возможным мою работу в ИТЭФ?
— Я полагал, что ты считаешь этот вопрос решённым. А если говорить о практических шагах, то пока ничто не требует изменений. Когда дело дойдёт до диплома, я думаю, никто не станет возражать против того, что я буду руководителем твоей дипломной работы. Времени на аспирантуру тебе тратить не стоит. Надо сразу писать кандидатскую диссертацию, а потом вместе посмотрим, что из неё взять в диплом.
Для Дмитрия этот разговор был очень важен, он на годы определял его будущее, а в настоящем давал возможность рассчитывать на более постоянное внимание Юрия к его работе. Дмитрия не удивили отличные оценки по всем предметам и на первой, и на второй сессиях, но ещё до весенней сессии он задумался о возможности попасть в студенческий строительный отряд. Как правило, после первого курса в стройотряд не брали, но исключения, всё-таки, были, и Дмитрий надеялся пополнить собой их число. Он обратился к студенту пятого курса, который уже три года возглавлял студенческий строительный отряд (ССО), один из лучших в МВТУ.
— Ребята о тебе знают, — сказал пятикурсник, — в основном из-за твоего личного знакомства с Фейнманом. Но когда они будут решать, принимать ли тебя в отряд, значение будут иметь другие вещи. Они захотят понять, чем ты можешь быть полезен, на какой коэффициент трудового участия (КДУ) претендуешь, считаешь ли ты, что работа в стройотряде требует не меньшей мотивированности, чем работа в науке. – И после паузы продолжил: – А чего ты ждёшь от стройотряда?
— Наверное, как и все – заработка. Мне стукнуло 18, а в этом возрасте уже нельзя быть иждивенцем. Жизнь потихоньку дорожает, а доходы моих родителей не увеличиваются. Кроме того, я хочу быть участником содружества, которое создано не для научных исследований, а для работы самой практической. Физической нагрузки я не боюсь, всё равно надо каким-нибудь способом поддерживать физическую форму.
— Здравые рассуждения, — сказал Командир ССО. – Перед сессией будет сбор нашего стройотряда, я приглашу тебя, ребята с тобой поговорят. Единолично я такие вопросы не решаю.
Командир не забыл об этом разговоре и позвонил Дмитрию накануне сбора ССО.
— Приходи в 56 аудиторию к 17 часам. Не опаздывай.
Дмитрий уже научился быть пунктуальным и пришёл ровно в 17. Он поздоровался с Командиром, а Командир, обращаясь к присутствующим, сказал:
— Мы уже получили подряд на работу этим летом, и сегодня его обсудим. Но ещё до этого я хочу вас познакомить с Дмитрием, который просит, чтобы его приняли в наш стройотряд.


Фонтан во внутреннем дворе главного учебного корпуса.
Фото: ED-tech
 

Кто-то сказал:
— Если я правильно помню, то он только первый курс окончил. Обычно мы присматриваемся к человеку года два.
— Бывали и исключения, — напомнил Командир. – А Дмитрия и на старших курсах знают. Давайте сразу рассмотрим этот вопрос по существу. – Он поставил стул рядом со столом, за которым сидел сам, и сказал Дмитрию: — Садись сюда. У ребят, наверное, будут к тебе вопросы.
Два или три человека задали вопросы подряд, но смысл этих вопросов был один: «Что ты умеешь делать?» и «Чем ты можешь быть нам полезен?»
— Строительный опыт у меня небольшой. Я участвовал в строительстве только раз, когда мы с отцом строили дачу. Но бетон я замешать смогу, кирпич уже клал. Ну, а бросать-таскать — это только усердия требует. Отлынивать от работы не собираюсь, не для того к вам прошусь, — и через минуту добавил: — Ещё машину могу водить. Я за рулём «Запорожца» с четырнадцати лет. А сейчас уже и официальные права получил.
— Что толку от твоих любительских прав? – сказал кто-то. – Если там потребуется водить машину, то большого тоннажа, и права для этого нужны профессиональные.
— Права – не проблема, — сказал Дмитрий, — любой экзамен и теоретический, и по вождению, я могу сдать хоть сейчас. Ну, а если обязательные курсы будут, это, конечно, отсрочка на три месяца. Если начать сейчас, то можно постараться получить удостоверение об окончании курсов одновременно с окончанием сессии, или вскоре после неё.
— Значит, вместо сессии будешь повышать водительский класс? – пошутил кто-то.
— Это бы хорошо, — сказал Дмитрий, — но придётся не вместо, а вместе, — и все засмеялись.
— Высказывайтесь по существу, — сказал командир, — что вы за эту машину ухватились? Мы даже не знаем, будет ли у нас в этом году машина.
И студент, который сидел ближе всего к Дмитрию, сказал:
— Я бы его испытал. Парень здоровый, усердия хоть отбавляй. А остальное – это уже судьба, не зря же у нас отряд «Фортуна» называется.
Потом кто-то спросил:
— А что ты думаешь, Командир?
— Если бы мне решать, так я согласен с Сергеем, его испытать стоит. Но решать будем, как всегда, в соответствии с мнением большинства.
И кто-то из сидевших сзади сказал:
— Было два «за», «против» мы не услышали. Как будем определять большинство, голосовать что ли?
Стройотрядовцы загудели:
— Кто это там ещё голосование выдумал? И так ясно! Основание испытать парня есть, риска никакого.
— Хорошо, — сказал Командир Дмитрию, — можешь считать, что ты в отряд зачислен. Оставайся, будем обсуждать подряд на этот год.
Он зачитал список объектов, которые нужно будет построить в новом посёлке нефтяников, тут же прикинул объём земляных и бетонных работ и примерное распределение людей внутри отряда применительно к этим работам. Никто не возражал и никто не просил разъяснений, и только Дмитрий поинтересовался:
— А почему вся работа ручная? Ведь и экскаваторы есть, и бетономешалки.
Все рассмеялись, а Сергей, который первым предложил испытать Дмитрия, сказал:
— Стройотряд нужен для того, чтобы заработать. И за бетономешалку, и за экскаватор платить будет нужно. А если их не будет, то мы ещё получим надбавку за ручной труд.

 


Студенческий строительный отряд отбывает к месту работы.
Фото:  Евгений Коктыш, RIA Novosti
 

На этой фразе недолгое обсуждение закончилось, командир сказал:
— Старшими остаются те же, что и в прошлом году, и пусть между собой решат, кто возьмёт к себе Дмитрия.
Несколько человек собрались в кружок и о чём-то поговорили, а потом Сергей подошёл к Дмитрию и сказал:
— Пойдёшь к нам, у нас бетонные работы – замешивать бетон, на носилках его таскать. Ну, а где нужно – цементировать. Согласен?
— Я же сразу сказал, — ответил Дмитрий, — что на всё согласен.
Так началось первое стройотрядовское лето Дмитрия, как раз с той работы, когда нужно было бросать, замешивать и таскать.
— Учти, — сказал Сергей, — мы работаем в самом быстром темпе, но помереть от нагрузки не бойся. Как когда-то сказал один мой приятель, «не умрёшь, всегда что-нибудь кончится – либо вода, либо песок, либо цемент, тогда и рад бы работать, а пока не подвезут недостающее, будешь отдыхать».

Продолжение следует.

Оставить комментарий в ЖЖ.

(или воспользоваться формой для комментирования на сайте (см. ниже)

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *