Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Воспитание

К предыдущему

* * *

И грани ль ширишь бытия,

Иль формы вымыслом ты множишь 

И в самом я от глаз не я

Ты никуда уйти не можешь.

Иннокентий Анненский

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Воистину и горшие от невежд имеются… Между ними есть многоречивые невежды, которые егда кто от правоумствующих… обличает их суеверия, то, отходя далече от вещи, о ней же есть беседа, краснословесием мнение свое утверждают, истину же самую всячески закрывают и слышащих в другую сторону от нее отводят…

Феофан Прокопович. Разговор гражданина с селянином

ВОСПИТАНИЕ

У многих примитивных народов существует обычай отправлять юношу перед инициацией в пустыню. Полное одиночество позволяет ему впервые осознать себя как нечто, отличное от внешнего мира. Это и превращает его в человека. Многие сторонники просвещения, для которых воспитание состоит в "наполнении" ученика полезной информацией, сочли бы такой обычай печальным пережитком варварства. И действительно, чему может научить человека пустыня? Место, по определению лишенное чего бы то ни было полезного и поучительного. С этой точки зрения изоляция означает просто лишение живого существа всех источников знания, то есть бессмысленную потерю времени. Напротив, истинной школой должна стать реальная жизнь ("школа жизни"). Там, окруженный реальностью, отрок узнает много "нового и полезного" и тем самым просветится.

Именно так просветители XVIII века, впервые развившие идею "естественного знания", обосновывали отрицание "оторванной от жизни" формальной схоластической премудрости. Дело в том, что для них существовали "естественные" истины, открытые всякому хорошо организованному сознанию. Нужно, мол, только правильно воспитать человека. Научить его пользоваться разумом и своими пятью чувствами, и ему откроется подлинная, единственно возможная истина. Причем, в этом случае истина становится для разума очевидной.

Для просветителей, видящих в человеке "tabula rasa", задача состояла лишь в том, чтобы поскорее обучить ребенка всему "полезному" и уберечь его от "нелепых суеверий", от "глупых" сказок и песен. О, они бы страшно удивились, узнав, что в XX веке истинные продолжатели Галилея и Ньютона ищут вдохновение в сказках Кэрролла, основанных именно на нелепостях, извращающих реальность и здравый смысл, а не в их давно уже мало кому интересных сочинениях…

Видимо, задача истинного просвещения противоположна устремлениям сторонников "реальных" знаний и как раз состоит в том, чтобы уберечь ученика от "реальности".

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *