Изяслав Лапин. Личность и лекарство. 4.
ЛЕКЦИЯ 4
Инфантилизация
Был период (примерно в 60-70-е годы), когда много говорили и писали об акселерации — ускорении физического и полового созревания подростков: большем среднем росте и большей массе тела, более раннем появлении вторичных половых признаков и т. п. Теперь в самую пору сказать об инфантилизации.
Примеры
Достаточно вспомнить телевизионные программы, где молодежи предлагают простенькие вопросы, ответы на которые бурно, со взмахами рук и с криком, приветствует аудитория. С гремящими до повреждения барабанных перепонок звуками (вряд ли можно назвать такие грохочущие потоки звуков музыкой), с ритмом, отбиваемым машиной, не музыкантом, с кричащими «исполнителями» с искаженными лицами («зачем орут будто их режут», — всегда говорила наша дворничиха тетя Настя), с «текстами» (сами авторы не отваживаются назвать их стихами), изобилующими бесконечными повторами примитивных фраз (не припевы это!). Концерты, после которых разбивают скамейки в соседних парках, сносят перила в метро, «культурных» событий, на охрану от которых мобилизуют усиленные наряды милиции. К каким, высшим или низшим, чувствам, мыслям, функциям мозга адресованы такие программы? Чем и кого они привлекают? Ответят без задержки, наверно, почти все. К примитивным вкусам, чувствам, к низшим мозговым функциям. Что сближает эту молодежную аудиторию с малыми детьми, у которых еще не развит вкус, еще не сформирована культура — музыкальная, поэтическая, общая, кто еще не усвоил свободу высокого выбора, а пассивно следует за массой сверстников, и… толпа (а не личность!) определяет судьбу каждого.
А рубрики «Вопросы и ответы» в модных «глянцевых» журналах!? Сколько молодых читателей жаждут, чтобы им подсказали. Не самим думать, не самим решать, делать выбор? «Что делать, если… когда…?» И дальше бесчисленные варианты вопросов, в основном мелких и упрощенных. «Если у моего мужа (у моей жены)…», «Если в постели…». Хотят, чтобы за них кто-то подумал, оценил, решил. Самостоятельности все меньше и меньше. Не трудятся над приобретением знаний, понимания. Не учатся думать, рассуждать Это — не инфантилизм?
Без постоянной активности, упражнения, тренировки происходит атрофия. Не только анатомических структур, но и разных видов деятельности.
Примеры
Недаром Леонардо да Винчи часто повторял: «Мастера создает упражнение». Один из лучших музыкальных педагогов и пианистов современности Генрих Густавович Нейгауз не уставал повторять своим ученикам: «А вот Рихтер каждый день упражняется за роялем по восемь часов». Антон Рубинштейн признавался, что если он один день пропускает в своей игре на рояле, он уже слышит это, если пропуск в два дня, снижение качества игры слышно уже и его ученикам, а если три дня — слышит и публика. Так же с думаньем, решением простых умственных задач, самостоятельным поиском ответов на вопросы. Без тренировки мыслительные процессы затухают. Когда стало стилем и «модой» жить с подсказками, трудно ожидать достаточно сформированной самостоятельности в выборе решений.
Бывали вы в институтах, училищах, школах, лицеях во время экзаменов? Даже простых, не приемных, не выпускных. Когда все вестибюли, коридоры, дворы полны… родителями. Толпы родителей стали сейчас просто частью интерьера. Возбужденные, с конспектами и списками вопросов в руках, бегающих от двери к двери. И эта громада с годами нарастает. Наши родители — при всей их любви и заботе о нас, выживших в войну и в тяжелые послевоенные годы, — ни разу не бывали в наших институтах, знали лишь, где они находятся. Не знаю никого из своих сверстников, кто обивал пороги школ или институтов, когда наши дети сдавали экзамены. Эта «черта эпохи» о чем говорит? В детях и в родителях.
О чем говорят факты, что многие молодые люди не знают элементарных сведений из истории и географии страны, не читали произведений классики мировой литературы, не имеют представления даже о наиболее выдающихся композиторах, художниках, скульпторах, архитекторах. Не только не знают, но и не имеют желания узнать. Не сниженный ли это уровень общей культуры, характерный для людей куда более младшего возраста? Не духовная ли инфантильность это?
А физическая инфантильность?! Около половины допризывников, как мы знаем из средств массовой информации, не годны к воинской службе из-за физического недоразвития. О психическом мы здесь не говорим. Около половины призывников, писали в газетах, не могут ни разу подтянуться на перекладине! Раньше в обычной школе считался слабаком парень, который не может подтянуться хотя бы десять раз.
Слабому, мы пришли к заключению выше, для поддержки нужна определенность, как инвалиду костыль. Не думать самому, не выбирать, не решать. Не тратить на все это и без того ограниченные мыслительные силы. Пусть кто-то другой скажет четко и кратко, что и когда делать.
Оскудение родного языка как вариант саморазрушения
Разве не разрушением самих себя (self-destructive behavior) является обнищание родного языка? Выбор слов в бытовой речи, в общении резко сократился. Многие, особенно молодые люди, предпочитают не тратить время и умственные усилия на выбор слов, на нюансировку того, что надо выразить. Поблекли краски великого русского языка.
Здесь уместно привести слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1996) о связи мысли с языком, речью: «Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова — это, в сущности, поиски мысли» (стр. 90) и «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» (стр. 139).
Примеры
Происходит наводнение словами-штампами, готовыми серыми блоками, которые придавливают индивидуальность, творческое в родной речи. Многие пользуются механическим бездумным копированием (вспомним, что имитация, подражание — простейший, характерный в основном для малых детей, путь обучения, в частности родной речи). «Шопы», «прайсы», «эксклюзивы», «саммиты», не счесть всех. «Какими частыми стали сейчас ответы: «Без разницы», «без понятия» и другие. То ли это бездумные кальки с английских «No difference», «No idea», то ли примитивизация русских фраз. И невдомек бодро и даже весело изрекающим «Без понятия», что традиционно считалось, что человек «без понятия» — то есть не имеющий понятия, представления о чем-либо простом, считался темным, серым, глупым. Живая индивидуальная речь часто заменяется безликими фразами из рекламы, из телеклипов. Резкое обеднение словарного запаса человека — воистину опасное для личности явление. Человек думает «на слове», выражает себя, свои мысли и чувства прежде всего словами. Поэтому сползание к безликим словам-штампам уплощает мысли и чувства, лишает их индивидуальных красок. Из речи уходят душа, знания, нюансы отношения к действительности. Человек разрушает в себе то высшее, что получено воспитанием, образованием, вкусом, культурой, когда сползает на распространенный стиль с бесчисленными «заимствованиями» из жаргона людей примитивных и асоциальных.
Вот как сходное с сегодняшним положение с обеднением слов и мыслей, существовавшее много лет тому назад, характеризовал Владимир Набоков в статье «Пошляки и пошлость»: «Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми невыразительными словами… Мещанин — взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды…»
Вызывают недоумение и протест образованные люди, известные в среде работающих в учреждениях культуры, мелькающие на экранах телевизоров и звучащие в радиоэфире, без смущения щеголяющие словечками «блин», «твою м…», «крутой», «прикольно», «поехала крыша», «лапша на уши», «оттянуться», «кинуть», «наехать», «навести», «подставить» и т. п. Вряд ли это просто новые слова, неизбежные в развитии языка. Так что и врачу приходится иметь дело с людьми, подточенными саморазрушением, что видно и слышно уже с первых минут общения с ними.
Идеалом культуры для рынка, по Ерофееву, стала масс-культура, которая поощряет систему развлечений, а человеческая глупость охотно их впитывает. Человек, чья голова нафарширована бульварным чтивом, комиксами, детективами, розовыми романами, рекламными стихами, популярными песенками, по диагнозу Ерофеева, — уже не человек, а зомби, если он не знает настоящей цены всем этим вещам. Детективы запоем читать не менее вредно, чем пить бормотуху, но кого останавливают предупреждения Минздрава. Нельзя опустить и следующее утверждение Ерофеева, что чтение бульварного чтива должно быть без усилий, и это закон производителей книжного продукта, сливающих его распространителю, который, в свою очередь, размазывает товар по книжным магазинам. Вся эта специальная терминология нового времени определена заботой об усталых пассажирах метро.
О высказываниях Виктора Ерофеева уместнее всего сказать: «И это все о нем! Нашем Пациенте! Мы, врачи, не должны забывать, какой «контингент» сейчас перед нами. С каким «населением» мы имеем дело. Тем не менее «индивидуальный подход» к каждому пациенту требует в каждом случае почувствовать (это, полагаясь на интуицию, быстрее при постоянном дефиците времени у врача) и осознать, какая именно личность перед нами — «типичный представитель», «нетипичный», исключение.
«Эстетика — мать этики» (Иосиф Бродский)
Этические нормы, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский), как достойно себя вести и другие этические основы поведения воспитываются длительной многозвеньевой системой воспитания, включающей и самовоспитание, и жизненные примеры для подражания или отвергания для себя. Это сложный и часто, увы, не до конца успешный процесс.
Намного естественнее и доступнее для усвоения образцы эстетические: красиво или некрасиво — так подумать, так сказать, так поступить. О вкусах спорят! Нравится мне это или нет, мое это или не мое. Кто же не захочет быть «просто красивым», не вдумываясь в нормы поведения и отношения. Мысль о первичности эстетики для этики превосходно выражена Иосифом Бродским.
Пример
Лучше всего привести этот фрагмент его Нобелевской лекции (1987), не пересказывать. Итак, «эстетика — мать этики». Бродский продолжает: «…понятия «хорошо» и «плохо»—понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории «добра» и «зла». В этике не «все позволено» именно потому, что в эстетике не «все позволено», потому что количество цветов в спектре ограничено. Несмышленый младенец, с плачем отвергающий незнакомца, или, наоборот, к нему тянущийся, отвергает его или тянется к нему, инстинктивно совершая выбор эстетический, а не нравственный. Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание — всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает человека, ее переживающего, лицом еще более частным… Чем богаче эстетический опыт индивидуума, тем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем свободнее он — хотя, возможно, и не счастливее. Именно в этом, скорее прикладном, чем платоническом, смысле следует понимать замечание Достоевского, что красота спасет мир…» (стр. 9—10).
А что означает «эстетика» для простого человека, каково житейское воплощение принципа «эстетика — мать этики»? По-видимому, с детства воспитанное и усвоенное чувство и убежденность, что красиво. Кто же не хочет видеть и чувствовать себя красивым? И культурный человек с развитым чувством красивого не совершит поступка, в том числе и правонарушения, из-за которого он будет некрасив самому себе, противен себе. Куда дольше заучивать и усваивать правила поведения, придерживаться их. Пусть это звучит нарочито упрощенно, но суть, вероятно, где-то здесь.
Вы также можете оставить отзыв на этом сайте, воспользовавшись формой для комментирования ниже.
Умеренно интересная статья. Подчерпнул для себя несколько новых фактов, мыслей.
Глубокоуважаемый Максим!
Я рад, что статья показалась Вам интересной, хотя и умеренно, тем более что Вы почерпнули несколько новых для себя фактов и мыслей. Было бы хорошо, если бы уточнили, какие факты и мысли в этой статье Вы считаете новыми.
Ф.Березин
Спасибо за статью, как то она очень хорошо наложилась на мои мысли.
К сожалению, действительно, сейчас очень много молодых парней и девушек совсем совсем не хотят иметь свое мнение. И что самое грустное — они не могут слышать, и не хотят слышать других людей. Создается такое ощущение что вся их жизнь наполнена бесконечными "хочу".
И когда говоришь им "ну посмотри сюда, здесь же совершенно по другому, здесь на твою ситуацию действуют вот такие и такие факторы…" просто видишь в ответ обиженный взгляд.
И каждый раз я стою перед выбором, или объяснить, подсказать человеку, зная что ему не объяснения нужны, а кто-то, кто выберет за него.
Или послать человека и, вмешиваясь только в критичной ситуации, смотреть как он самостоятельно барахтается.
Глубокоуважаемый Дмитрий!
Для оценки ситуации, которую Вы приводите, есть много оснований. Хотя это не всеобщая ситуация, есть и другие люди. Один раз сказать человеку "Посмотри сюда", и даже не так, а "Не хочешь ли ты посмотреть сюда" можно. Прожить за человека его жизнь невозможно. Ну а вмешаться в критической ситуации необходимо, это уже спасательная операция.
Ф.Березин
Уважаемый Феликс Борисович, у меня не получается зарегистрироваться на модуле обработки теста ММИЛ, какой нужен пароль? Я ввела всё и в том числе код, который имеется в приобретённой мной книге, делала несколько попуток. Объясните пожалуйста. В разъяснениях на английском языке ничего не понятно, т.к. текст не возможно перевести через автоматический переводчик.
С уважением Ольга.
Дорогая Ольга!
Все вопросы, касающиеся техники регистрации на модуле обработки теста ММИЛ и самой процедуры теста нужно решать с администратором сайта Юрием Бедеровым. Координаты для связи с ним Вам были посланы.
Ф.Березин
Вместо разъяснений там известный текст на латыни, который вставляют дизайнеры на то место, где потом должен появиться какой-то другой текст.
Сначала у меня не получалось, потом я догадалась ввести не тот адрес, с которого оставляла комментарии на сайте, а другой, не знакомый еще сайту, и все получилось. Обработанные результаты смогла получить наутро.
Мои впечатления:
1) программа считает время выполнения теста, но тормозит. Минимум 7 секунд на обработку каждого ответа, т.о. если человек сделал свой выбор за полсекунды, то это, во-первых, не учитывается, а во-вторых, сделал неправильный выбор — и изменить не можешь, смотришь эти семь секунд в экран и думаешь: «Эх, как же я так». И хоть бы выбранный вариант был первым пришедшим в голову, так ведь нет 🙂
(Забавный момент был, когда я прочитала слово «половой» как «деловой» и ответила соответственно, но на самом деле, кроме задачек, которые в pfr, много неоднозначных вопросов).
2) в инструкции к тесту неплохо бы написать про этот учет времени. У меня программа висела на экране долго, я параллельно занималась текущей работой, отвечала на телефонные звонки… По-видимому, не надо было отвлекаться. Однако в книге я не нашла указаний на то, как использовать сведения о времени обдумывания, и на сайте тоже.
3) На графике всплывающая подсказка там, где график ММИЛ: «Т-норма». Но это и при 2 стенах, и при 6.
А можно я расскажу, какие вопросы вызвали затруднения в их понимании и вызывают до сих пор?
Пока вырисовалось довольно сволочное создание, с пиками по 4 и 6 шкалам и провалами по 5 и 0, зато с железными нервами и фантастической работоспособностью 🙂
Дорогая Наташа!
По инструкции полагается давать первый вариант, который пришел в голову. Насчет торможения — я проверю, действительно ли есть торможение, время должно даваться фактическое.
Кроме того, в инструкции к тесту прямо говорится, что во время выполнения теста отвлекаться нельзя. Это категорическое требование. Можно сделать передышку между тестами, но никакие посторонние занятия во время теста недопустимы.
Всегда благодарный Вам
Ф.Березин