Изяслав Лапин. Личность и лекарство. 5.
Лекция 1 Лекция 2 Лекция 3 Лекция 4
Личность, лечение, общество
ЛЕКЦИЯ 5
Издержки свободы
Свобода, всегда такая желанная для отдельного человека и для общества, казалась многим (никто точно не подсчитывал!) гражданам нашей страны безоговорочным благом. Оказалось, однако, что она имеет свои издержки. Как и цивилизация, как и технический прогресс. Общеизвестны «проблемы цивилизации» и «болезни технического прогресса», включающие перенаселение, загрязнение окружающей среды ядовитыми веществами, шумами и проч., стресс, дефицит свободного времени, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки.
Присущая свободе неуверенность
ничтожного зерна в огромной ступке
рождает в нас душевную растерянность,
кидающую в странные поступки.(Игорь Губерман. «Иерусалимские гарики».
— Политекст. — М. — 1994.)
Осознание издержек свободы в нашей стране в последние годы столь распространено среди думающей публики, что их определяют на удивление сходно представители самых разных профессий.
Пример
Автор встретил изложение мыслей на эту тему в труде… литературоведа — по поводу безответственных и безосновательных оценок произведений литературы советского периода и жизни литераторов. Хотя, казалось бы, источник (Вадим Баранов. Заключение романа-исследования «Горький без грима. Тайна смерти», М., Аграф, 1996, 393 с.) не имеет прямого отношения к теме данной монографии о психологии фармакотерапии и приведенные там суждения об издержках свободы не претендуют на приоритет и оригинальность, не сослаться на него уже нельзя, коль это напечатано раньше. Нельзя не присоединиться к оценкам издержек свободы, данным В. Барановым. Для краткости будет уместным просто процитировать: «Выросшие в условиях отсутствия свободы слова, мы оказались неспособными достойно использовать эту столь желанную свободу, когда она неожиданно обрушилась на наши головы. …Разве свобода — это только возможность говорить все, что заблагорассудится, поскольку есть уверенность, что теперь тебе за это «ничего не будет»? Подлинная свобода, исключающая внешнее принуждение, подразумевает включение нравственной самодисциплины. Если угодно — добровольного самоограничения, ничего общего не имеющего с пресловутой самоцензурой. Я говорю о самоограничении как неотъемлемой черте подлинного профессионализма, а профессионализм — антипод анархического дилетантизма. Профессионал спокойно доказывает. Дилетант самонадеянно провозглашает. Свобода — это семь раз отмерь и один раз отрежь. Псевдосвобода — режь, не раздумывая, а измерять будем после. А то и вовсе не станем предаваться этому обременительному занятию: мерить всегда гораздо труднее, чем отрезать».
Читатель без труда, думаю, вспомнит множество примеров из саморекламы магов, колдунов, ясновидящих, целителей, самопровозглашенных экстрасенсов, парапсихологов, психоаналитиков.
Анархия и вседозволенность
Воспринятые неподготовленным ни знаниями, ни опытом, ни культурой населением, свобода и демократия (какими бы ограниченными они не были) создали плодотворную почву для обилия разнообразных видов деятельности, от культа религиозных тоталитарных сект до суперколдунов, до суперзвезд парапсихологии (как они себя называют). Государственный или какой-либо иной контроль этой деятельности практически отсутствует.
Часто спрашивают, помогают ли шаманы, колдуны, включая мелькающих в рекламе супершаманов и суперколдунов, знахари, целители, астрологи, экстрасенсы? Для ответа требуется дифференцированное отношение к этим лицам и их деятельности. Несомненно, что существуют отдельные очень редкие индивидуумы, которые обладают незаурядными физическими и психическими особенностями, позволяющими им оказывать разнообразные воздействия на предрасположенных людей. Верящих, надеящихся людей, любящих необычное, новое (помните рекламу обоев «Ах, как хочется новизны»?), модное.
Здесь уместно вспомнить очень близкие к названным выше мотивы, определяющие поведение людей, например, начинающих наркоманов. Почему «запретный плод сладок»?
Задумаемся и над этим. Точный и однозначный ответ так и не получен в веках. Но о чем — среди разных возможных причин — можно подумать? Не реализуется ли в стремлении попробовать «запретный плод» древнейший и один из самых глубинных по своей биологии рефлексов человека и животных — ориентировочный (исследовательский) рефлекс, названный И.П.Павловым рефлексом «Что такое?» Этот рефлекс, который является, как известно, одним из наиболее стойких в эволюции, формировался на жизненно важных потребностях — защитить себя, спастись (бегством или сопротивлением), найти пищу, не погибнуть от голода, не обессилить и стать добычей для врага. Отсюда и такая глубинная доминанта — как можно быстрее сориентироваться. Сделать обстановку максимально более определенной, то есть уйти от неопределенности. Быстро определить, что, чем и где угрожает. Оценить окружающее и выбрать решение, что делать. И пищевой поиск, и половая конкуренция у животных основаны на быстром ориентировочном рефлексе. В эволюции изменялись потребности и мотивы, но биологическая основа рефлекса и его «мощность» изменились мало. Не отсюда ли часто невероятная и безоглядная «тяга» любопытства? Кроме этого важна и тяга к риску, к острым ощущениям. Мы знаем, что именно любопытство, направленное во вредную сторону, приводит подростков к наркотикам, алкоголю, курению. И если тормоза разума, воли, эстетики отсутствуют или ослаблены (не получается «Скажи наркотикам нет!»), человек теряет управление собой, скатывается в пропасть.
Главным вопросом здесь является, во-первых, все ли люди, практикующие под именем шаманов или колдунов, целителей или экстрасенсов, обладают какими-то незаурядными способностями, которые могут обеспечить успех лечению и, во-вторых, все ли пациенты имеют необходимую для успеха воздействия шаманов и колдунов восприимчивость к их приемам. Точнее, исходя из «индивидуального подхода к больному», обладает ли данный пациент достаточной чувствительностью к данному лечащему лицу.
Ведь нелепо было бы обращаться «к хирургам» вообще или к одному хирургу, не зная, какие операции и в какой области он может производить и есть ли у больного соответствующее заболевание, при котором показана именно такая операция.
Как нелепо было бы обращаться к парахирургу (неровен час и таких «специалистов» начнет предлагать самореклама вслед за парапсихологами).
Отрицать, что отдельные, обладающие исключительными способностями шаманы, колдуны, знахари, экстрасенсы могут помогать некоторым больным, характеризующимся необходимыми для успеха лечения особенностями личности и болезни, будет неверным. Успех наблюдается при редкостном максимально благоприятном соответствии характеристик пациента и врачующего. Пациент принял на веру рекламу шамана или экстрасенса, надеется именно на этот «эзотический» способ, внушаем и самовнушаем, страдает невротическим или пограничным состоянием, нарушения имеют функциональный характер, расценивает необычно большую плату за лечение как свидетельство высокого качества помощи. Врачующий верно оценил эти особенности пациента и сделал для себя практический вывод, как использовать слабости и недостатки его личности. При таком сочетании условий велика вероятность расположения пациента к этому шаману или колдуну.
Взрыв распространенности шаманов, колдунов, ясновидящих, целителей, астрологов, экстрасенсов
Все они, за исключением, может быть, экстрасенсов, существовали с древнейших времен под тем или иным названием. И в наше время они процветают среди первобытных народов Африки, Южной Америки, Полинезии. Сила их воздействия на людей многократно описана путешественниками, этнографами, врачами. Различные ритуалы, амулеты, звуки, слова, заклинания невообразимо изменяют состояние и поведение чувствительных людей вплоть до трагических исходов в виде припадков или рефлекторной остановки сердца и смерти.
Еще в древние времена сложилась традиция назначать самые разнообразные средства растительного, животного и минерального происхождения с целью изменить состояние и самочувствие людей, нуждающихся в помощи (не обязательно больных). Эти средства должны были отвечать обязательному требованию — «нравиться» или «удовлетворять» страждущего. Вряд ли следует называть их «мнимыми лечебными средствами», как это делают в современной литературе (Яновски К. и др., 1989), хотя, с точки зрения современной медицины, те средства были по существу вариантами плацебо. Но тогда они помогали и даже, вероятно, больше, чем современное плацебо, поскольку вера в магические средства, усиленная ритуалами, молитвами и др. была намного больше, чем в наше время вера в лекарство. Ссылаются (Яновски К. и др., 1989) на выдающихся медиков Гиппократа и Парацельса, описывавших лечение порошками из мумий, кореньев и минералов. Как поняли впоследствии, активных действующих начал в тех «препаратах» не было, что дало основание О. В. Гольмсу (цит. по Яновски К. и др., 1989) заключить, что «почти все лекарства, бывшие в то время в употреблении, можно выбросить в море. Это было бы лучше для человечества, но хуже для рыб». Лекарства из сырья, действительно содержащего биоактивные компоненты (наперстянки, опия, белладонны и др.), в народной медицине применялись чаще всего в неправильной дозировке или с неправильным показанием.
Тем не менее за многими средствами, ставшими традиционными, закрепилась в истории репутация эффективных лекарств. Только со временем, с развитием научной медицины и психологии, пришло понимание того, что стойкий успех большинства «исторических» лекарств определялся главным образом воздействием ритуалов, легенд, верований.
Меня, врача, нередко спрашивают про магов, колдунов и их коллег: «Они действительно помогают?» Ожидают обычно отрицательного ответа. Удивляются ответу: «Помогают». Иногда добавляю: «И глоток воды помогает. И одно доброе слово помогает». Медикам отвечаю, добавляя: «И плацебо помогает. Еще как!».
Но, если говорить серьезно, не наспех, надо задать себе и другим минимум вопросов: Чем помогают? насколько помогают? какой ценой помогают (речь идет не о плате деньгами)? кому помогают (да, да, кому)?
Чем помогают? С древних времен доподлинно известно, что, да, шаманы, колдуны, знахари «действительно помогают». Помогали, врачевали. Излечивали не только медики всех времен. Достаточно вспомнить храмовую медицину, лечебницы при монастырях и т. п. В научной литературе нашего времени (Shapiro А., 1978) на это вновь обращено внимание. Помогают умелым использованием того, что сейчас мы называем «плацебо-эффект». Веками люди учились «извлекать выгоды из плацебо-эффекта, точно ориентируясь на то, какое плацебо в данное время модно» (Shapiro А., 1978).
Пример
Один из наиболее известных целителей Северной Америки 19-го века Квимби признавал, что после назначения множества лекарств, оказавшихся в конечном итоге бесполезными, после множества ошибок, что он совершил в своей практике, он пересмотрел свои взгляды на врачевание и пришел к выводу, что «успех лечения не зависит ни от какого лекарства, а только от веры больного во врача и в лечебное средство» (Shapiro А., 1978). Лучшая ли это помощь здесь и сейчас?
Насколько помогают. Теперь, когда мы знаем возможности плацебо, можно ответить на этот вопрос признанием того, что у больного может (если он окажется в тот момент положительным плацебо-реактором) наступить облегчение, улучшение состояния, уменьшение болей, урежение приступов болезни. Все это так. Но… даже на таком фоне причина болезни не устранена (например, патология сердца, желудка, бронхов, суставов, мозга, не говоря о злокачественных опухолях). Активированы защитные силы организма. Но их возможности не безграничны. Поэтому в принципе улучшение обречено быть временным. В одних случаях более, в других менее продолжительным.
Какой ценой помогают? Даже если оставить временно в стороне большие деньги, вообразить, что помощь бесплатна, все равно цена слишком велика! Всегда есть вероятность упустить время. Тем более что обнаружение скрытых болезней без современной диагностической аппаратуры более чем несовершенно. Это не исключает того, что опытные знахари или маги могут обладать незаурядными способностями диагностировать благодаря повышенной чувствительности зрения, слуха или осязания.
Кому помогают? Нет, это не странный и не лишний вопрос. Казалось бы, ясно кому — пациенту. Опустим здесь пока деньги, прибыли, обогащение врачующих.
Очень часто, возможно, чаще всего (никто точно это не подсчитывал) к колдунам, магам, ясновидящим и прочим обращаются родные и близкие больных. Использование наряду с современными медицинскими возможностями помощи разного рода целителей создает у родных и близких иллюзию максимально полезной активности, уменьшает или снимает угрызения совести и сомнения, что постояли за ценой, не все еще сделано, упущена какая-то возможность. Родные и близкие часто не осознают, что они идут на поводу у навязчивой саморекламы, что организуемые ими встречи с магами и ясновидящими, экстрасенсами и колдунами, доставаемые с большими трудностями и за огромные деньги лекарства, — все это в конечном счете делается в основном ради себя, а не больного. Сам больной часто предпочел бы не тратить время на встречи с ясновидящими, а побыть отпущенное судьбой время с самыми близкими и желанными наедине, вновь и вновь обратиться к самому памятному в жизни, завещать последние просьбы.
Отголоски представлений тех давних времен встречаются и в наше время. И даже у представителей научной медицины, у фармакологов большого калибра, получивших фундаментальное медицинское образование.
Пример
Один известный фармаколог, возглавлявший большой научный коллектив, прославившийся достижениями в фармакологии препаратов из дальневосточных растений, автор нескольких замечательных мудрых книг о лечении разнообразных заболеваний этими препаратами, рассказывал об экономической выгоде «продвигаемых на экспорт» (по его выражению) препаратов. Он привел сильнейший, по его мнению, аргумент: за эти препараты в странах Юго-Восточной Азии платят огромные деньги, сопоставимые с ценами на золото. Важной причиной успеха экспорта именно в странах Юго-Восточной Азии он считал то, что препараты продолжают вековые традиции народной медицины Китая, Кореи и Японии. На вопрос, были ли проведены современные клинические испытания с применением плацебо- контроля и двойного слепого метода, он ответил, что пока такие испытания не проведены, но препараты «несомненно эффективны, иначе не стали бы за них платить такие бешеные деньги, тем более в странах, где знают цену валюте и деньги на ветер не бросают». Аргумент вроде бы веский.
Был бы рад его принять, согласиться. Однако мои знания не позволили мне не поделиться с коллегой сомнениями. Ведь из истории лекарственного лечения мы знаем, что за многие лекарства, окутанные легендами и мифами, платили куда больше, чем за золото и драгоценные камни. Например, на том же Востоке за препараты сердца льва (против нерешительности и робости), за экстракты из растений, выбираемых «по принципу подобия» цвета: из желтых цветов — для лечения желтухи, из красных — сердца и крови, формы: ветви — для лечения болезней рук, корни — ног, соки — крови. В наше время в России немыслимые суммы платили «народным целителям».
Мой коллега, как высокообразованный врач и фармаколог, знал, конечно, многие эти исторические примеры, но они не приходили ему на память, когда он думал и говорил о своих препаратах. Он согласился, что обязательно надо провести контролируемые клинические испытания, и мне по-человечески стало жаль его, огорченного сомнением, что я внес в его успех.
Примеры
Несколько примеров такого «целительства» приведено в книге В. Б. Прозоровского «Почему лекарства лечат» (1991). И «витаген» Анны Лещук в Ленинграде, и «святая вода» из водопроводного крана, продававшаяся отцом и сыном Мищуками на Украине, и «чиссисор» (чистка от сора) инженера Чернышева из Сочи. Люди ехали со всех концов страны. И все «препараты» оказались на поверку «липой», а связанные с ними слова — в лучшем случае заблуждениями, в худшем — обманом. Так что высокая плата за какой-нибудь препарат — отнюдь не доказательство его эффективности и полезности. Страждущие платили и платят за свою веру, за надежду, за благие намерения. Мифы, легенды, поверья, слухи, реклама им в этом помогают, ведут их.
Кто и где только не пользуется легковерием, бездумностью, сверхнаивностью, этими общими несовершенствами людей, живущих и в передовых государствах с высокоразвитыми наукой, технологией и медициной, и в отсталых бедных странах!
Пример
В США, например, весной 1998 года в популярных общих газетах и журналах на русском языке много раз печаталась реклама (цитирую) «главного экстрасенса, парапсихолога-целителя, контактера с высшим разумом Галины Александровой, обладающей даром ясновидения, яснослышания, диагностики и целительства». Пересказывать текст этой рекламы — как привести «конспект» песни. Поэтому нельзя не дать подлинный ее текст, сократив лишь некоторые места.
«Дает полную диагностику и лечит вас и ваших близких, находящихся на любом расстоянии. В качестве исключения проводит дистанционную диагностику и лечение для иногородних и проживающих в других странах. Исцеляет детей всех возрастов, возможно без их присутствия. Устраняет отрицательную энергетику, аномальные и биопатогенные зоны в жилых помещениях, офисах и бизнесах. Снимает все виды порчи, сглазы, проклятия, испуги. Определяет и устраняет причины невезения в жизни, любви, бизнесе. Повышает рентабельность бизнесов. Улучшает память и характер, снимает депрессию, манию и страх. Изгоняет вселившиеся сущности. Устраняет вредное влияние рентгеноаппаратов и компьютеров. Дает ответы на любые четко поставленные вопросы, касающиеся вас и ваших друзей и близких. Избавляет от болезней: онкологических, нервно-психических, инфекционных (в т. ч. венерических), тройничного нерва, заболеваний в голове…. Устраняет опущение органов. Исцеляет последствия лучевого и радиоактивного заражения…. Зарядка воды и кремов в лечебных целях для всех желающих. По вашей просьбе изготавливаются и заряжаются амулеты и талисманы на удачу в любви, в работе, в бизнесе.
Фотография руки Галины, приложенная к больному месту или к больному органу, устраняет боль, облегчает состояние больного органа, несет здоровье, хорошее настроение и удачу. Галина — единственный экстрасенс, улучшающий состояние больных СПИДом (AIDS).
Нам звонят сотни людей, которые с помощью фотографии руки Галины исцелили себя от мигреней, бессонницы, болей в разных местах…. С помощью этой фотографии можно заряжать биоэнергетикой воду, соки — после чего они становятся целебными.
Для зарядки кремов и воды их необходимо на 1 час поставить на фотографию ладони, после чего его они сохраняют целебные свойства до полного использования».
Здесь же приведены фотографии Галины (примерно 3×4 см) и, как она названа, «исцеляющей руки Галины» (ладонь в натуральную величину). Ниже адрес и телефоны в Бруклине.
В нашей стране активность и реклама этих категорий лиц особенно возросла в 90-е годы. С чем это связано? Многие такие «профессии» и у нас существовали испокон веков. Глубокий научный анализ их сути и роли в истории врачевания представлен в монографии В. М. Карасика (1965), отмеченной в предисловии. В ней подчеркнуто значение внушения и самовнушения в лечебном эффекте и связанных с ними ритуалов, заговоров, талисманов, традиций и т. п. Нельзя не согласиться с автором, что знакомство с историей науки позволяет легче осознать существующие анахронизмы от вторжения старого в современность.
Говоря о шаманах, магах, колдунах и сходных с ними врачевателях, мы рассматриваем их место среди средств психологической помощи и медицинского лечения населения европейской части страны, не забывая, естественно, о том, что в других регионах, где совсем другие исторические и культурные традиции, удельный вес язычества и шаманства неизмеримо больше.
Пример
Так, в Туве, в Бурятии сохраняется могущественное влияние шаманов и колдунов на людей разных возрастов и социальных групп. И там, и в других местах Азии шаманство веками было частью и буддистской религии, и тибетской медицины. Воспитанные с детства на таких традициях, люди в этих регионах отличаются особой верой в шаманов, в языческие символы и ритуалы, в силу самых разных действий магов. Корни психологии людей этих регионов столь глубоки, столь мало подвластны воздействиям других культур, в частности европейской, современных научных знаний, что шаманы и маги достигают там поражающих воображение успехов.
Другое дело, когда человек, сформировавшийся как личность под влиянием русской и европейской культуры, современного образования в школе и вузе, начинает бездумно примерять чуждый наряд — заклинания и ритуалы магов и шаманов. Какая-то неспецифическая общая активация происходит за счет интереса к новому, ориентировочных рефлексов (по И.П.Павлову, рефлексов «Что такое?»), повышения внимания. Этих сдвигов недостаточно для того, чтобы настолько изменить состояние современного западного человека, чтобы значимо улучшить положение в случаях серьезных заболеваний. Об этом обычно не задумываются люди, которые под воздействием такого вида самообмана упускают время для обращения за современной квалифицированной помощью медиков и психологов.
В процессе развития лекарственной терапии старой медицины постепенно происходило ослабление роли верований, предубеждений и домыслов, о которых все же сохранились до нашего времени. Думающие, образованные люди относятся к ним как к пережиткам прошлого, легковерные, падкие на моду и рекламу люди — как к «сенсациям», «откровениям», «реальным чудесам». Это произошло главным образом из-за того, что экспериментальная доклиническая фармакология, возникшая в 19- м веке, устанавливала материальные биологические основы лечебного действия лекарств самых разных групп. Еще до этого, в середине 18-го века, начались исследования действия лекарств на здоровых. Тогда же было сформулировано понятие «плацебо» в его сегодняшнем понимании приема контроля и научного изучения лекарственного эффекта. Психологические компоненты лекарственного действия отошли в тень. О них почти забыли.
Прогресс лекарственной терапии характеризовали, по В. М. Карасику (1965), следующие основные показатели (ниже приведены 6 из 12, названных в монографии):
1. Освобождение материальной процедуры от словесной, от заговора, заклинания, шептания, песни: лечение перестало быть словесным колдовством.
2. Отказ от применения талисманов и амулетов.
3. Отказ от выбора лекарств по сигнатуре, то есть по подобию их формы, окраски и пр., форме и окраске органов и соков здорового или больного тела.
4. Признание ошибочности воззрений гуморалистической и солидаристической систем старой медицины на состав и строение человеческого тела и на действие лекарств.
5. Продолжающееся расставание с симптоматической терапией и непризнание ее гомеопатического варианта…. Все эти изменения взаимосвязаны с прогрессом естественно-научных и общемедицинских знаний.
6. Выделение из растений алкалоидов, гликозидов и веществ иного типа, начавшееся с выделения морфина и хинина. Эти открытия способствовали более точному дозированию лекарств, ранее невозможному из-за колебаний в содержании алкалоидов и других веществ в растительном сырье и в приготовлявшихся из него галеновых препаратов. …Так приходили к материалистическому пониманию лечебных и токсических эффектов, вызываемых различными растениями (их семенами, листьями, корнями и пр.) или экстрактами из них, помогая этим расставаться с представлением о наличии в этих растениях каких-то «сил» духовных, а не вещественных «начал».
В самое последнее время на основе исследования фольклора и религиозного врачевания подверглась научной оценке теория о роли гипноза и плацебо-эффекта в механизме народного врачевания (Мс Clenon J., 1997).
Но почему именно в 90-е годы, когда, казалось бы, прогресс науки, технологий, образования, международного общения не способствовал появлению лиц, рекламирующих себя в качестве шаманов и колдунов?
Научные исследования причин этого явления неизвестны. Поэтому точного ответа на вопрос пока нет. Можно предполагать, что разнообразные факторы имеют определяющее значение. Но не забудем, как точно сказал Бернард Шоу: «Где отсутствует знание, там невежество именует себя наукой. Дайте суеверному человеку науку, и он ее превратит в суеверие»
Гороскопы за определенность в помощь слабым
Астрологические прогнозы настолько распространились в последние годы, так захватили мышление людей разных возрастов и профессий, что сейчас редко встретишь человека, здорового или пациента, который бы не начал знакомство с «предъявления своей астрологической визитной карточки»: «Я по гороскопу… Рак. Мне все ясно…» Должен врач принимать во внимание такую «философию» своего пациента, ориентироваться в своей тактике лечения на то, во что верит, опираясь на свой гороскоп, сидящая перед ним личность?
Слабому человеку постоянно требуется поддержка. Одна из них — определенность. Слабому и пригождаются гороскопы. Почти все вам скажут, что делать и что не делать, когда и как. Удобно! Вам остается только не пропускать астрологические прогнозы на телевидении, по радио, в газетах, журналах и календарях. И выполнять, что сказано.
В беседах с коллегами и с пациентами неоднократно приходилось задавать аудитории среди прочих следующие два вопроса. Задумаемся!
Первый вопрос. О чем говорит такое распространение астрологических прогнозов в наше время? Почему именно сейчас? С чем это может быть связано? При всем разнообразии ответов, от «мода» до «черта эпохи», участники бесед приходили к заключению, что причиной, объединяющей самых разных людей, пользующихся астрологическими прогнозами, является слабость, осознаваемая или не осознаваемая, и потребность в помощи «в наше трудное время».
Второй вопрос. Родившиеся в один и тот же день одного года по астрологическому календарю одинаковы. Так? Например, 1 января какого-то года. Подумаем! Сколько в этот день родилось людей? Хотя бы в Москве или Питере. Примерно 200-300-500 человек. Не говоря уж о всей стране или всем мире. Сотни тысяч людей, родившихся 1 января. И всем им одинаковый астрологический прогноз? По гороскопу это одинаковые люди на всю жизнь? Несмотря и вопреки совершенно разной наследственности, разному протеканию беременности у матери (благополучная или с осложнениями), разным родам (нормальным, с осложнениями, с наложением щипцов, с асфиксией плода и т. д.), непохожими условиями раннего детства (грудное или искусственное вскармливание, рахит или другой авитаминоз, инфекции, разнообразные заболевания и др.). И все эти и множество других известных всем различий не имеют значения для дальнейшей судьбы человека? И всем, рожденным 1 января того года, одинаковый астрологический прогноз в возрасте и 10, и 20, и 30 лет? Только потому, что они родились в один день? Вопреки тому, что уже к пяти годам (а дальше больше) они совсем разные по физическому и психическому развитию, по способностям, склонностям, возможностям? Кто-нибудь из «я знаю про себя все, я — Рак или я — Лев» задумывался над тем, насколько разные по своей природе люди, родившиеся в один день одного года? Или опять «не надо лишать людей веры в… (во что?)»?
Другое дело — сезон рождения: родился ли человек весной, в светлое время года в той области или в темное осенне-зимнее время. В последние годы в научной литературе опубликованы результаты исследований, предпринятых для ответа на вопрос, есть ли связь между сезоном рождения (и числом солнечных дней в той местности) и отдельными психическими заболеваниями, например депрессией и шизофренией. Четкой связи не установлено, но некоторые тенденции были описаны.
Примеры
Гороскопы нельзя как привлекательны простотой и удобством. На самом деле, как удобно… Вы Овен? «11 ноября — день эмоционально неустойчивый» (из астрологического прогноза на ноябрь 1996 года, опубликованного в одной уважаемой петербургской газете).
Рак? «С 10 по 12 ноября могут появиться давно беспокоящие вас заболевания в более острой форме. Прежде всего это вегетососудистая дистония, склероз сосудов головного мозга». Так недалеко и до того, что внушаемых Раков и впрямь подвести к «вегетососудиетой дистонии»! И не становятся ли такие прогнозы «кузницей» ипохондриков?
Каждый из нас, не только врачей, не один раз слышал от своих родных и знакомых, что они, к примеру, не будут в этот день выходить на улицу или делать что-то, потому что… «так им предсказано астрологами».
Разве не умилительны наивные астрологические «советы» (по рекламным газетам февраля 1998 года) в какие дни исправлять свои недостатки!? Хотя бы сказали, какие. Ведь у каждого их уйма. Овен? «Исправь свои недостатки 17 февраля». Телец? «Исправь свои недостатки 22, 23 февраля». Рак? «Исправь свои недостатки 22, 23, 26 февраля». Эти же дни рекомендованы и Льву, и Стрельцу. Прямо Всероссийский Праздник Исправления недостатков. Удобно, не правда ли? Не надо думать. Не надо решать.
И растут ряды слепо верящих в астрологические прогнозы, ряды ипохондриков, когорты людей, строящих свое поведение по этим прогнозам.
В другие прогнозы, например погоды или финансовые, они верят меньше, могут даже воспринимать их трезво и критически.
Как не верить? Ведь «все кругом» говорят, спрашивают во всех мыслимых и немыслимых случаях: «Ты кто по гороскопу?». Ответил, и… сразу все ясно. Самому и твоим «единоверцам». А если еще и член правительства, и депутат Думы начинает телеинтервью с «я по гороскопу Лев» или «обо мне можете судить по тому, что я по гороскопу Рак», то трудно простому человеку удержаться от подражания «сильным мира сего». Но что говорят эти «заявления» на телеэкране на всю страну? Что-то же хотели ссылками на свой гороскоп сказать? Если они вправду так верят в свой гороскоп, — не говорит ли это об их легковерии, поверхностности, несерьезности? Если они так не думают, а подлаживаются под моду, под то, что делает «большинство», «масса» — это, наверно, не делает чести их способности самостоятельно мыслить, вести себя независимо, говорит о конформности, даже о слабости. В любом случае они вольно или невольно преподносят не самый лучший пример.
Здесь нельзя еще раз не вспомнить о конформности.
Конформность — способность, склонность человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих. Конформность проявляется особенно тогда, когда есть конфликт между личным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, или хочет принадлежать, и считает себя принадлежащим.
Пример
Часто иллюстрируют конформность одним из простейших экспериментов. Десять испытуемых садятся в ряд. Девять из них «зайцы»: им дается инструкция отвечать — в целях эксперимента — что два предъявляемых карандаша абсолютно одинаковой длины. В действительности же один карандаш явно короче другого. Весь эксперимент рассчитан на последнего, десятого испытуемого. Перед ним все отвечают, что карандаши одинаковой длины. И… последний испытуемый отвечает, чаще всего не раздумывая: «Одинаковые!». Потом, по окончании эксперимента, когда его спрашивают, как он мог ответить «одинаковые», когда карандаши — за версту видно — разной длины, испытуемый отвечает, что он больше поверил своим «предшественникам», чем своим глазам. «Не могут же все ошибаться!» Как много здесь общего с тем, как отдельный человек принимает мнение большинства, толпы. Или того, что ему представляют, как мнение большинства. На собраниях, демонстрациях, наедине с радио или телевизором.
Но могут с ехидцей спросить: а может, все они шутят? Или забавляют себя такой игрой — в астрологические прогнозы, в гороскопы. Или почему бы не быть этому занятию (игре в гороскопы) одним из вариантов терапии занятостью (occupation therapy) — отвлекающей терапии? И такие занятия помогают! Как многие игры. Сколько примеров мы слышали, как приезд в городок цирка, клоунов в давние и не очень давние времена помогал больным и страждущим не меньше, а часто и больше лучших местных медиков! Может быть. И шутка, и забава, и терапия занятостью. Но… наилучший ли это выбор? Не упускают ли при этом время, реальные шансы помочь лучше, разумнее, рациональнее?
Психиатрические аспекты сглаза и дурного глаза
Сглаз или дурной глаз — способность вызвать неудачу, неприятность, беду — одно из древнейших и наиболее распространенных представлений о сверхъестественном. Оно существует с глубокой древности. Упоминания о вере в сглаз есть в ранних источниках средиземноморской мифологии. Исторические исследования древних культур установили, что вера в беззаботную счастливую жизнь у примитивного человека была частью романтических представлений, не связанных с реальными фактами. В этнопсихиатрическом исследовании коренного населения Ганы было установлено, что представители примитивных племен, ставшие под влиянием современных знаний признавать разнообразные болезни, например малярию, авитаминозы и др., не отказываются от веры в злую магию сородичей. Они верят в то, что соплеменники могут иметь паразитарное заболевание, но не тревогу или иное расстройство психики. Психиатры в современном Израиле сталкиваются с проблемой, что больше половины населения имеют глубокие психические корни в традициях средневосточной и северной Африки и что вера в дурной глаз остается силой, влияющей на их систему ценностей. Мори, популярный еврейский целитель йеменского происхождения, среди своих приемов и ритуалов диагностики и лечения имеет многие, направленные против дурного глаза. Они нацелены на ослабления механизмов тревоги. Среди жителей Йемена, у которых страх сглаза воспринимается как причина болезни, важное значение имеет подавление агрессивности в детстве. Дети воспитываются так, что дух дьявола должен быть обязательно изгнан из ребенка. Для этого широко пользуются поркой. Даже любящая мать не откажется от палки ради изгнания злого духа из своего ребенка, который ссорится со своими сверстниками. Отдавая сына на воспитание учителю, мать обычно говорит: «Я принесла тебе мясо, кости отдай мне», что означает: «Не испорть его до конца». Для воспитания детей в Йемене характерно сильное подавление агрессивности.
Антропологическо-психиатрические исследования связывают сильную веру в дурной глаз с подавлением агрессивности в детстве. Если личность не может выразить (разрядить) агрессивность, она перемещается или проецируется на других, приписывается другим: «не я агрессивен, а он». Попадая в современное общество, человек утрачивает уверенность в силе защиты от сглаза и продолжает страдать от своей имеющей глубокие корни веры в дурной глаз. Вера сохраняется вопреки знаниям, образованию, материалистическим представлениям.
Наиболее общим психологическим объяснением сглаза являются зависть и страх зависти (Achtee К., Schakir Т., 1982). В этом одновременно отражаются страх успеха и страх неудачи. Динамически вера в дурной глаз имеет много характеристик фобического нарушения, и объект, к которому испытывают страх, имеет не только личное, но и культуральное значение. Параноидные и навязчиво-компульсивные черты также нередко сочетаются со страхом дурного глаза. Члены сообщества могут проецировать запрещенные стимулы в их подсознании на владельца дурного глаза, на которого переносят ответственность за свои недостатки и неудачи. Диагностические и лечебные ритуалы, направленные на снятие сглаза, имеют обсессивно-компульсивные черты. Благодаря положительным моментам отдельных деталей ритуалов может происходить ослабление тревоги у так называемых «жертв сглаза».
Одним из условий веры в дурной глаз может быть некоторый уровень благосостояния в сообществе и неравное распределение богатств. Вере в сглаз способствуют сила и влиятельность авторитетов, акцент на собственности и приемах воспитания детей, включая такие типичные методы, как подавление агрессивности, проекция и перенос, стресс ответственности и послушания, непредсказуемость авторитетов, зависимость, половые ограничения, подозрительность. В сообществах, где развита вера в сглаз, находят много общих черт в том, во что люди верят, и в психологических признаках членов сообщества.
Главным в проблеме сглаза является вопрос, почему именно глаза считают источником дьявола. Эмоциональное значение взгляда складывалось веками.
Вы можете также оставить комментарий на сайте, воспользовавшись формой для добавления комментариев ниже.
Добавить комментарий