Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Изяслав Лапин. Стресс, Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. 10

ГЛАВА 5

ДЕПРЕССИЯ

Почему «депрессия и нейрокинуренины»? Почему и как произошло «переключение» с фармакологических экспериментов на животных на психическое заболевание человека? В начальных экспериментах было обнаружено, что отдельные НЕКИ противодействуют поведенческим и некоторым вегетативным эффектам серотонина и его предшественников триптофана и 5-ОТФ. КИН также тормозит обмен и транспорт серотонина через мембрану тромбоцитов. Антисеротониновый эффект НЕКИ представил для нас особый интерес, потому что примерно в это время в лаборатории была «серотониновая эра», породившая так называемую серотониновую гипотезу механизма действия антидепрессантов, опубликованную в соавторстве с Г. Ф. Оксенкругом в Lancet в проблемной статье «Intensification of the central serotoni-nergic processes as a possible determinant of the thymoleptic effect» (Lapin, Oxenkrug, 1969). Отсюда и пошел новый класс антидепрессантов — «серотониновые антидепрессанты» (SSRI — selective serotonin reuptake inhibitors, избирательные ингибиторы обратного захвата серотонина).

Быстрое истощение запасов СЕР в организме здоровых добровольцев бестриптофановой диетой приводит к ухудшению настроения (Ellenbogen et al., 1996; Young et al., 1985), а у больных депрессией — к обрыву ремиссии, наступившей после успешного лечения антидепрессантами (Delgado et al., 1990; Leyton et al., 2000; Moore et al., 2000). Истощение запасов серотонина в тканях, прежде всего центральной нервной системы, с помощью бестриптофановой диеты используется как методический прием для изучения функции центральной серотонинергической системы при депрессии и других психоневрологических заболеваниях (Saloman et al., 1993).

He мешают ли НЕКИ своей антисеротониновой активностью тимоаналептическому действию антидепресссан-тов? Для проверки этого предположения были выполнены опыты, которые показали, что предварительное введение некоторых НЕКИ значительно ослабляет типичные фармакологические эффекты антидепрессантов, такие, как антагонизм с резерпином на мышах и крысах и синергизм с 5-ОТФ на лягушке — специальном объекте для изучения роли серотонина (Лапин И. П., Гура С., 1973; Lapin, Jagiello-Wojtowich, 1976). В этой связи представляют интерес и экспериментальные данные о том, что антидепрессанты, как трициклические, так и ингибиторы моноаминоксидазы, тормозят активность триптофанпирролазы печени (Самсонова М., Л., 1972,1973; Samsonova, Lapin, 1973) и тем самым образование в организме НЕКИ — своих антагонистов. Вероятно, именно этим эффектом определяется снижение концентрации КИН в плазме больных депрессией в процессе лечения антидепрессантами (Wood et al., 1978). Уместно вспомнить, что КИН является предшественником всех других НЕКИ и поэтому от его количества в организме зависят уровни НЕКИ — его производных. Иными словами антидепрессанты «несут в себе» обеспечение своего серотонинового механизма терапевтического действия. Возможен и такой подход к преодолению резистентности к антидепрессантам — использовать ингибиторы триптофанпирролазы (например аллопуринол) для уменьшения в организме количества НЕКИ и, следовательно, для ослабления противодействия НЕКИ антидепрессантам.

Такой подход был использован (Haskovec et al., 1972). На больных депрессией был показан антидепрессивный эффект аллопуринола. Однако малочисленность группы больных и отсутствие плацебо-контроля не позволяют объективно оценить это перспективное наблюдение. Как рациональный подход к лечению депрессии было предложено усиление антидепрессантного эффекта ТРФ ингибитором триптофанпирролазы (Shopsin, 1978).

Кроме того, торможение триптофанпирролазы имеет еще одно важное последствие — «переключение» обмена триптофана с кинуренинового на серотониновый путь метаболизма и тем самым повышение потенциальных возможностей проявлять серотониновый механизм действия антидепрессантов. Клиническая часть этих исследований еще не закончена.

Почему логически не продолжить рассуждение и не задать себе вопрос — не имеют ли НЕКИ отношения к резистентности к антидепрессантам, встречающуюся у примерно одной четверти больных. Пока ответа на этот вопрос в клинико-биохимических исследованиях не получено, но вселяют надежды предварительные данные о том, что суточная экскреция КИН у резистентных к антидепрессантам больных была в 3 раза больше, чем у больных, чувствительных к антидепрессантам (неопубликованные данные из нашей лаборатории).

 

К комментариям


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *