Комментарии — 30. («На приёме и в стационаре. Митя»)
С искренним уважением,
Ф.Б. Березин
С искренним уважением,
Ф.Б. Березин
по светской специальности я историк христианских учений. это ближе всего к истории философии (и поэтому у меня уч. степень доктора философских наук). по "несветской" специальности — епископ одной из гонимых православных церквей, не признающих Московскую патриархию.
поэтому подписываюсь двояко: Вадим Миронович Лурье (так в светских делах, включая науку) или епископ Григорий, Петроградский и Гдовский.
основная область моего соприкосновения с психиатрией — и теоретического, и практического — это все же тяжелые личностные расстройства, а не психозы.
Хотелось бы подробнее узнать о Ваших отношениях с Московским патриархатом, если Вы считаете возможным посвятить меня в эту проблему. Меня радует Ваша эрудиция, сближающая Вас с философами древности.
С уважением, Ф. Б. Березин.
после 1927 года в СССР дореволюционная церковь разделилась. часть приняла советские условия "легализации", за которые пришлось заплатить совершенно недопустимым по уровню вмешательством безбожных властей во внутреннюю жизнь. другая часть предпочла остаться на нелегальном положении. она сохранилась, несмотря на жестокие преследования, до 1990 года, когда окончательно прекратились преследования; это так наз. Катакомбная церковь. также независимая церковная организация сохранилась в эмиграции — Русская Зарубежная церковь. Катакомбная и Зарубежная церковь, по возможности, действовали вместе уже с 1970-х годов. в 1990-е годы всё активизировалось, но не только одно хорошее, а и плохое. в Моск. патриархии изменений к лучшему, на которые надеялись после падения безбожной власти, не произошли, а произошли, скорее, обратные изменения. в результате, в Зарубежной церкви прошел ряд расколов, бОльшая ее часть была поглощена Моск. патриархией в 2007 году.
я принадлежу к той самой Катакомбной церкви, объединенной с остатками Зарубежной церкви. в нашей среде царит, к сожалению, большой организационный хаос, но все-таки мы не отступаем от самой православной веры. вот именно это и важно: если ты верующий, то тебе важна не "традиционная религия", "русский клуб" и тому подобное, а только истинная вера — та самая, которая в Евангелии, и которую проповедовали апостолы и потом святые отцы.
аналогичная картина сложилась теперь во всем мире. во всех странах есть церкви так называемого "мирового православия" — большинства, и нашего истинного православия (такое самоназвание возникло еще в 1920-е годы независимо в России и в Греции на фоне тогдашних церковных расколов).
Мне очень приятно, что Вы отозвались. А что касается психотерапии, то меня интересовало Ваше мнение по поводу полезности и понятности этого текста.
Я действительно пропустил как-то комментарий, рассказывающий о различных церковных течениях. То, что бывшая Катакомбная церковь, которая объединилась с той частью Зарубежной церкви, которая не пошла под руку Московской патриархии, стала называть себя Истинно православной церковью, весьма интересно. Хотя термин возник еще в 20-е годы, я его слышу впервые.
Надеюсь, что Вы выберете время объявляться чаще.
С глубоким уважением,
искренне Ваш,
Ф.Березин
Мне хотелось бы время от времени получать отклики. Когда я говорил о психотерапии, я имел в виду Ваше мнение о том, стоило ли говорить об этом значительно подробнее, чем я это делал обычно, было ли это полезно и не слишком ли затянуло цикл.
С глубоким уважением,
искренне ваш,
Ф.Березин
К сожалению, аудитория моих читателей немонолитна, и вряд ли такую аудиторию можно назвать целевой. Поэтому мне было бы интересно Ваше личное мнение, основанное на Вашем огромном опыте и хорошем знании людей.
С глубоким уважением
искренне Ваш
Ф.Березин
у меня нет хорошего знания людей, в чем я очень часто убеждаюсь (есть знания только весьма узкие), а, судя по комментариям в Вашем журнале, Ваша аудитория шире моей компетенции: многих Ваших читателей я совсем не понимаю. Поэтому будет лучше, если Вы будете доверять собственной интуиции.
Доверять собственной интуиции можно только в том случае, если считать, что она — глас Всевышнего. К сожалению, я в этом не уверен.
С глубоким уважением,
искренне Ваш
Ф.Березин
Личность этого пациента, когда он был здоров, отвергала всякое грубое насилие, и осталась такой же при возникновении психического заболевания.
вот именно этот факт и является самым жизнеутверждающим — что личность побеждает болезнь, даже не переставая быть больной
Edited at 2011-07-11 06:13 pm (UTC)
оптимальным я считаю результат, при котором полностью возвращается система представлений, которая существовала до заболевания.
Ф.Березин
Спасибо за ответ.
Верно ли я понимаю, что в этой терминологии «оптимальный результат» совпадает с «максимальным результатом»?
Леонид
Если под максимальным результатом подразумевается совершенствование человеческой личности, то тогда совпадения нет, поскольку оптимальный результат предполагает возвращение к состоянию, существовавшему до заболевания, даже если личность не представляется совершенной. Мандат врача не распространяется на те особенности личности, которые самому пациенту не мешают и не затрудняют его социально-психологическую адаптацию, даже если с точки зрения врача эти особенности представляются нежелательными.
Ф.Березин
Феликс Борисович, но ведь убийцами становятся, а не рождаются (даже если речь о XYY-синдроме). Следовательно, нельзя сделать вывод о неспособности пойти на это, но можно лишь — о способности, причем пост-фактум. И, в принципе, мы все способны, но не все — склонны.
Феликс Борисович, в отношении проекции здорового психотипа на психотический ("диагноз виден в анамнезе"), я с Вами по большому счету согласен, но мне кажется, принцип незарекания "от сумы и от тюрьмы" подразумевает некую осторожность в предсказаниях.
Феликс Борисович, как Вы считаете, душевнобольных убийц надо лечить или осуждать и сажать в тюрьму, как здоровых?
Можно ли считать психически здоровым человека, осознанно совершающего убийство ради удовольствия?
У меня нет личного опыта общения с убийцами, которые совершали убийства ради удовольствия. Я могу только сослаться на многочисленные результаты судебно-психиатрических экспертиз, которые такого рода людей признавали здоровыми.
Т.е. Вы утверждаете, что скорее, если человек в норме не агрессивен по отношению к окружающим, то и в патологии — тоже.
А как насчет причинения вреда себе?
Т.е. блокируемое деструктивное поведение по отношению к окружающим, в патологии ведь может трансформироваться в суицидальное поведение?
Или склонность к суициду — это тоже отдельная неотъемлемая часть личности? Которая может соответственно как-то проявляться в норме, а потом, в более сильной форме, во время психического расстройства?
Александр.
К тексту