Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Психофизиологические соотношения при существенных изменениях в системе человек—среда

Исследования психической адаптации при возникновении значимого нарушения баланса в системе человек—среда могут осуществляться с помощью различных методических приемов. Одной из наиболее адекватных моделей можно считать миграционные перемещения. В пользу целесообразности использования такой модели свидетельствуют следующие соображения. Во-первых, миграционные процессы приводят к перемещению значительных контингентов, что позволяет изучать достаточно большие группы при адаптации в однотипных условиях. Во-вторых, сопоставление результатов исследования аборигенных и пришлых групп испытуемых дает возможность разграничить влияние самих условий и степени их необычности. В-третьих, перемены, связанные с миграцией, наступают одномоментно, в четко определенное время, что позволяет оценить значение для психической адаптации периода, в течение которого индивидуум находится в необычной среде. Поскольку воздействие изменений условий опосредуется через многоуровневую систему, в которой тесно взаимодействуют психологические и физиологические механизмы, результаты указанных исследований дают возможность ответить на вопросы о том, в какой мере изменяются при нарушении сложившихся взаимоотношений в системе человек —среда значимые для психической адаптации психодиагностические характеристики, в какой степени выражены физиологические изменения, которые можно рассматривать как физиологические корреляты эмоционального напряжения, и, наконец, каким образом физиологические изменения связаны с психодиагностическими показателями.

Для адаптационного процесса и в этом случае, как и при оценке адаптации в профессиональной среде, наиболее существенны те же три комплекса психодиагностических параметров. Первый из них отражает уровень эмоционального напряжения и степень устойчивости по отношению к эмоциональному стрессу. Его значимость определяется уже рассмотренной зависимостью между психической адаптацией и эмоциональным стрессом. Второй комплекс объединяет характеристики, наиболее тесно связанные с построением межличностных отношений, с микросоциальными взаимодействиями, которые важны для сбалансированности в системе человек—среда и определяют качество социально-психологического аспекта адаптации. Наконец, существенное воздействие на адаптационный процесс оказывают эффективность логического структурирования ситуации и уровень энергетического потенциала, составляющие третий комплекс психодиагностических параметров.

Сравнение сопоставимых групп испытуемых, исследованных в стабильной среде в центральных районах страны и при перемещении в необычные условия высоких широт, позволило обнаружить различия между группами но таким существенным психодиагностическим характеристикам, как уровень тревоги и эмоционального напряжения, степень напряженности неудовлетворенных потребностей, соотнесенной фрустрационной напряженности, фрустрационной интолерантности и реализованной лабильности, которые были выше в высоких широтах, и порог фрустрации, который при резком изменении в системе человек — среда обнаруживал тенденцию к снижению. Значение этих переменных, образующих первый из указанных комплексов, для формирования психофизиологических соотношении при выраженных изменениях в системе человек — среда определяется рассмотренной выше ролью эмоционального стресса, стрессоустойчивости в процессе психической адаптации и соответствующими психофизиологическими зависимостями.

Поскольку перемещение в районы высоких широт приводит не только к изменению условий природной среды, но и к глубоким переменам в жизненном стереотипе, к выраженной перестройке того микросоциального окружения, с которым наиболее тесно связаны потребности, интересы, повседневная деятельность и взаимоотношения индивидуума, существенную роль приобретает состояние тех включающихся во второй комплекс психодиагностических параметров, которые в значительной мере определяют межличностные отношения и микросоциальное взаимодействие. Нарушение адекватных взаимосвязей субъект—окружение сопровождается увеличением неудовлетворенности ситуацией и своим положением в ней, снижением уровня сознательного самоконтроля и способности использовать стереотипные, воспитанные формы поведения в противовес непосредственным, ситуационно обусловленным реакциям. Последнее обстоятельство заслуживает более подробного освещения в связи с установлением роли когнитивных элементов в развитии стресса, что и позволило постулировать когнитивную природу «истинного медиатора» общего адаптационного синдрома [Lazarus, 1975; Mason, 1975].

Отработанные поведенческие стереотипы, биологически целесообразные в условиях стабильной трансакции (поскольку избавляют от необходимости принимать решение в каждом конкретном случае и обеспечивают быструю приспособительную реакцию), становятся неэффективными при существенном изменении условий взаимодействия. Возникающий при этом когнитивный диссонанс [Feslinger, 1957], вызванный рассогласованием между прогнозируемым и реальным результатами, между выбором линии поведения, основанной на предшествующем опыте, и не соответствующим этому опыту эффектом, сопровождается усилением напряженности и является дополнительным источником эмоционального стресса. В то же время возрастают независимость поведения и потребность организовывать поведение окружающих в соответствии с собственными представлениями.

Третий комплекс характеристик наиболее тесно связан с адаптивной ролью эмоционального стресса, с тем обстоятельством, что данный стресс способствует мобилизации активности, направленной на преодоление стрессовой ситуации. Этот комплекс факторов включает повышение уровня энергетического потенциала, усиление мотивации достижения, т. е. стремления к эффективному завершению деятельности (достижению успеха и избеганию неудачи), а также возрастание интенсивности логической переработки и оценки информации.

Как уже отмечалось, при значимых изменениях в системе человек —среда состояние эмоционального стресса зависит от неадекватности в новых условиях ранее эффективных приспособительных реакций и недостаточной структурированности ситуации. Соответственно возрастание потребности в активном воздействии на среду, реализация этой активности и интенсификация информационно-логических процессов, индуцируемые эмоциональным стрессом, представляют собой элементы аллопсихической адаптации, обеспечивая поиск необходимой информации, осуществление адекватного или блокаду неадекватного действия [Lazarus, Launicr, 1978].

Таким образом, выраженное изменение условий, нарушающее сбалансированность системы человек—среда, сопровождается значимым изменением характеристик, отражающих выраженность эмоционального стресса, особенности его организации, напряженность адаптационных механизмов и структуру отношений индивидуума и окружения. Такие изменения условий, предъявляя повышенные требования к адаптационным механизмам, в то же время способствуют интенсификации функционирования этих механизмов. Возрастание эмоционального напряжения при этом представляет собой нормальную реакцию и в случае достаточной устойчивости организма, при отсутствии генетической или индивидуально приобретенной предрасположенности не сопровождается нарушением функционирования «саморегуляторных церебровисцеральных механизмов» [Судаков, 1981].


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *