Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Гуморальное регулирование при адаптации человека к условиям Севера. 3

В. В. МЕНЬШИКОВ, Ф. Б. БЕРЕЗИН, Т. Д. БОЛЬШАКОВА, А. В. ТКАЧЕВ, Ж. Ж. БАСС

Симпато-адреналовая система

ч.3

ч.2

(начало здесь)

Дополнительные данные для изучения различий в обмене катехоламинов у коренного и пришлого населения были получены при изучении суточного ритма экскреции веществ катехоламиновой природы (табл. 3). 

13231c1e20101b2c1d1e15 201513231b18201e12101d1815 1980-4

* Жители центрального района страны.

Примечание. Верхняя строка -— абсолютные величины, нижняя — процент к контролю.

Осенью (сентябрь) достоверные различия по уровню НА, ВМК и ГВК между группами коренного и пришлого населения были отмечены в оба периода суток, различия по уровню А — в основном днем. Кроме того, отмечалось различие в соотношении дневной и ночной экскреции этих веществ. Дневная экскреция свободного А в группе пришлого населения была почти в 2 раза выше ночной, тогда как у коренных жителей региона различия между периодами не были достоверны. Уменьшение секреторной функции САС в зимний период происходило в основном за счет уменьшения дневной секреции (и, соответственно, экскреции с мочой), особенно в группе коренного населения, вследствие чего различия между дневной и ночной экскрецией инвертировались и ночная экскреция становилась больше дневной. Подобная инверсия, отмеченная во время сентябрьского обследования, была сильней. Указанная закономерность связана с изменением метаболических процессов (табл. 4).

Относительная активность отдельных звеньев обмена катехоламинов в дневной и ночной периоды у коренного и пришлого населения Севера (% к среднесуточному контролю)

13231c1e20101b2c1d1e15 201513231b18201e12101d1815 1980-5
Примечание. Верхняя строка — день, нижняя — ночь.

 Скорость синтеза КА в осенний период была существенно выше днем и почти в 3 раза превышала аналогичный показатель контрольной группы, тогда как интенсивность ночного синтеза почти не отличалась от контроля. Метаболизм КА с образованием ВМК был более интенсивен ночью, он также (особенно у пришлого населения) превышал уровень контроля. В зимний период происходило сглаживание различий скорости синтеза КА в дневной и ночной периоды и у пришлого и у коренного населения. Скорость метаболизма катехоламинов с образованием ВМК в дневной и ночной периоды сближалась у пришлого населения и выравнивалась у коренного.

Одной из гипотез, с помощью которых можно объяснить увеличение интенсивности синтеза КА в ночное время в зимний период, является предположение об увеличении в этот период удельного веса быстрого сна, с которым связывается один из механизмов отреагирования эмоциональной напряженности. С этой точки зрения становится понятным большее изменение суточного ритма синтеза КА в группе пришлого населения, испытывающего большую эмоциональную напряженность в непривычных условиях среды, в частности в связи с необычной фоторитмикой. Проверка этой гипотезы путем полиграфического исследования ночного сна у представителей коренного и пришлого населения обнаружила большой удельный вес быстрого сна у первых. Однако в само это исследование привносились дополнительные условия (связанные с фиксацией электродов для полиграфического исследования сна), реакция на которые у представителей пришлого населения могла быть более выраженной. В то же время корреляция между представленностью быстрого сна и уровнем экскреции катехоламинов в этих исследованиях подтвердилась.

Полученные результаты позволяют считать, что для коренного населения Крайнего Северо-Востока СССР характерны более низкие и экономные уровни функционирования симпато-адреналовой системы и большая стабильность изучавшихся показателей при изменении условий среды. Отсутствие различий между группами коренного населения, принадлежащего к разным северным народностям (чукчи, эвены), показывает, что эти особенности отражают не этнические различия, а уровень адаптации к условиям региона. Сходство некоторых параметров исследуемых систем у представителей пришлого и коренного населения, очевидно, связано с влиянием аналогичных условий региона, тогда как различия, по-видимому, отражают разницу между генетически и онтогенетически адаптированной популяцией.

Большая напряженность функционирования системы у представителей пришлого населения, по-видимому, в значительной степени зависит от более высокой в этой группе эмоциональной напряженности и большей частоты затруднений в психической адаптации. В этой связи соотношения между секрецией и обменом катехоламинов и качеством психической адаптации должны быть рассмотрены более подробно.

Для оценки роли качества психической адаптации в изменении уровня экскреции и отдельных звеньев обмена катехоламинов группы учащихся техникума, состоящие из представителей коренного и пришлого населения, были разделены на подгруппы, характеризующиеся различной эффективностью психической адаптации. В I подгруппу вошли лица, не обнаруживающие затруднений в процессе психической адаптации, во II — те, у которых в процессе такой адаптации возникала заостренность акцентированных личностных черт или тенденция к возникновению невротических реакций; III группу составили представители только пришлого населения с невротической симптоматикой или психопатическими проявлениями (табл. 5).

13231c1e20101b2c1d1e15 201513231b18201e12101d1815 1980-6

Примечание. I — лица, не испытывающие затруднений психической адаптации; II — обнаруживающие в процессе психической адаптации заостренность акцентированных личностных черт или тенденцию к невротическим реакциям; III — обнаруживающие стабильные невротические или психопатические явления. ДОФА, ДА, А, НА, суммарная экскреция — в мкг/сут, ВМК, ГВК — в мг/сут.

Верхняя строка — свободные катехоламины, нижняя — суммарные (сумма свободной и связанной форм).

 

 В первой из рассмотренных подгрупп отмечалась тенденция к более низкому, по сравнению с II подгруппой, уровню экскреции свободных форм А и НА и обеих фракций ДА. Уровень экскреции метаболитов катехоламинов также обнаруживал тенденцию к повышению во II подгруппе. Различия в уровне экскреции норадреналина и дофамина между группами коренного и пришлого населения во II подгруппе были значительно меньше, чем в I. Очевидно, однотипное влияние затруднений, возникающих в процессе психической адаптации, сглаживало различия в реакциях симпато-адреналовой системы между коренными жителями региона и мигрантами. Интересно отметить, что хотя в рассматриваемой выборке экскреция ДА у лиц коренных национальностей достоверно ниже, чем у представителей пришлого населения, у представителей коренного населения, обнаруживающих заостренность акцентрированных черт характера или склонность к невротическим реакциям, экскреция ДА (и свободной и связанной форм) выше, чем у эффективно адаптирующихся мигрантов. Во II подгруппе испытуемых наблюдается и более высокая (в группе коренного населения —на 15, в группе пришлого — на 11%) суммарная экскреция веществ катехоламиновой природы (табл. 6).

13231c1e20101b2c1d1e15 201513231b18201e12101d1815 1980-7
Примечание. Обозначения подгрупп те же, что и в табл. 5.

Наиболее характерной особенностью обмена катехоламинов было то, что у лиц, испытывающих затруднения в процессе психической адаптации, скорость синтеза катехоламинов (судя по отношению ДА/ДОФА) существенно возрастала, а скорость их метаболизма (отношение ВМК./А + НА и ГВК/'ДА) снижалась. Эти изменения обмена были еще более выражены у лиц, обнаруживающих стабильную невротическую симптоматику или психопатические проявления (III подгруппа), хотя суммарная экскреция веществ катехоламиновой природы в этой подгруппе испытуемых была несколько ниже, чем во II. Увеличение относительной активности синтеза и замедление интенсивности метаболизма катехоламинов, как известно [Березин и др., 1967; Березин, 1971; Большакова, 1973], характерно для таких типов психического состояния, структура которых определяется явлениями тревожного ряда как при клинически выраженных синдромах (тревожной депрессии и тревожно-фобическом), так и у здоровых людей в состоянии эмоционального стресса. В условиях эксперимента при прямом исследовании ферментов синтеза и инактивации КА показано, что при стрессе (вызванном иммобилизацией подопытных животных) возрастает активность дофамин-6-гидроксилазы и ДОФА-декарбоксилазы и снижается активность КОМТ и МАО, что хорошо согласуется с полученными данными [Axelrod, Kvetansky, Kopin, 1973].

Приведенные результаты дают основание считать, что уровень экскреции и особенности обмена катехоламинов в существенной степени определяются характером психофизиологических (в данном случае — психогуморальных) соотношений и что различия этих соотношений могут сказаться и на характере обмена катехоламинов у мигрантов и коренных жителей Крайнего Севера. Экскреция и характер обмена катехоламинов в существенной мере зависят также от интенсивности деятельности и связанного с ней уровня напряженности. Уровень экскреции и характер обмена катехоламинов в группо представителей пришлого населения, исследованных во время отдыха в одном из санаториев, расположенных в изучаемом регионе, были существенно иными, чем в рассмотренных ранее контингентах, хотя некоторые из отмеченных ранее закономерностей сохранялись и в этой группе испытуемых. К совпадающим показателям можно отнести более высокий, чем в контрольной группе (а тем более, чем в исследованных группах коренного населения), уровень суммарной экскреции гуморальных продуктов симпато-адреналовой системы, повышение уровня экскреции обеих фракций ДА, тенденцию к повышению, по сравнению с уровнем контроля, экскреции метаболитов катехоламинов. Однако в этой группе отмечалось не увеличение, а снижение интенсивности синтеза и метаболизма катехоламинов. Уровень экскреции свободного А практически не отличался от такового контрольной группы, а экскреция НА превышала уровень контроля. Таким образом, в этой группе не отмечалось характерного для тренированных испытуемых в состоянии покоя повышения интенсивности синтеза и метаболизма катехоламинов при низком уровне их свободных форм.

Несколько по-иному формировались в этих условиях и психогуморальные соотношения. Как и в ранее рассмотренном контингенте, суммарная экскреция веществ катехоламиновой природы была минимальной в I подгруппе и максимальной во II. Однако отмечалось некоторое ее снижение в группе испытуемых со стабильной невротической симптоматикой или психопатическими явлениями (III подгруппа). Поскольку у этих испытуемых не отмечалось увеличения интенсивности синтеза катехоламинов (судя по отношению ДА/ДОФА), то не было отмечено и нарастания этой интенсивности по мере ухудшения качества психической адаптации. Замедление метаболизма А и НА отмечалось только при наиболее резком нарушении психической адаптации (III подгруппа). В той же подгруппе отмечалось усиление интенсивности синтеза НА (отношение НА/ДА). Результаты исследований, ранее проведенных на клиническом материале, позволяют считать, что при наличии стабильных невротических или иеврозоподобных нарушений повышение интенсивности синтеза норадреналина и замедление метаболизма А и НА с образованием ВМК также типично для синдромов, в клинической картине которых существенную роль играют расстройства тревожного ряда.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *