Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Особенности психической адаптации и профессиональная успешность.

Суждение о роли различных аспектов психической адаптации в профессиональной деятельности может базироваться на сопоставлении показателей, характеризующих эти аспекты в группах с высокой и низкой ее успешностью. Критерии, на основе которых разделялись эти группы, строились с учетом объективных параметров, отражающих профессиональную продуктивность, и оценок, данных независимыми компетентными судьями. Их сочетание позволило уменьшить влияние не зависящих от субъекта факторов, снижающих профессиональную продуктивность, и в то же время избежать искажений, связанных с возможным влиянием межличностных отношений на экспертную оценку. Устранению этих искажений способствовали также привлечение нескольких экспертов и построение процедуры, обеспечивающей независимость их суждений и исключение систематических отклонений в сторону завышения или занижения оценок. Такая процедура включала раздельное составление каждым из экспертов перечня испытуемых, располагаемых в порядке возрастающей или убывающей успешности, и последующее ранжирование, осуществляемое экспериментатором на основе всех полученных перечней и с использованием стандартной математической процедуры.

Зависимость между особенностями психической адаптации и успешностью деятельности исследовали в различных профессиональных группах в ситуациях, предъявляющих высокие требования к адаптационным механизмам в связи с характером профессии или конкретными условиями деятельности. Хотя особенности адаптации различаются в разных профессиональных группах, некоторые закономерности представляются универсальными.

К числу универсальных закономерностей относится значение для профессиональной деятельности трех комплексов психодиагностических характеристик, существенных для эффективности психической адаптации: определяющих уровень эмоционального напряжения и устойчивость к стрессу; особенности микросоциального взаимодействия и степень адекватности межличностных отношений; энергетический потенциал и способность к логическому структурированию ситуации.


Наиболее стабильное влияние на успешность деятельности оказывают характеристики, входящие во второй комплекс, что подтверждает тесную зависимость производственной успешности и социально-психологической адаптации. В исследованных профессиональных группах для успешности деятельности были значимы степень интериоризации общественно одобряемых форм поведения, контролирование его внешних проявлений, легкость вхождения в среду, способность использовать воспитанные поведенческие стереотипы, умение не привлекать внимания окружающих к своим затруднениям и конфликтам.


Влияние характеристик, образующих третий комплекс, на эффективность профессиональной деятельности проявлялось в разной мере в зависимости от особенностей деятельности и конкретных условий ее осуществления. Высокий энергетический потенциал оказывался наиболее важным в деятельности, требующей мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, в которых конечный успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. Хотя мотивация достижения у каждого индивидуума включает стремление и достичь успеха, и избежать неудачи, выраженность их соотношений существенно различается. В перечисленных типах деятельности высокая успешность коррелирует с преобладанием мотивации достижения успеха, обусловливающей активное стремление к деятельности, эффективность ее в ситуациях с неопределенным исходом, высокую значимость достигнутого результата.


Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи (чистая мотивация) способствует и эффективной психической адаптации, и успешности деятельности, уменьшает вероятность возникновения интрапсихических конфликтов. Однако эта закономерность не имеет универсального характера. При некоторых видах профессиональной деятельности интрапсихический конфликт, связанный с необходимостью реализации противоречивых тенденций, заложен в самой природе деятельности. Так, практически равную выраженность стремления к успеху и к избеганию неудачи (низкая чистая мотивация), которая обычно способствует нарушениям психической адаптации, отмечали у эффективно работающих взрывников и хирургов, в деятельности которых избегание неуспеха составляет существенную часть профессиональной эффективности. Способность к логическому структурированию ситуации оказывает положительное влияние на профессиональную успешность, наиболее выраженное в тех видах деятельности, которые требуют анализа обширной информации, освоения новых навыков, координации действий других участников трудового процесса.


Значение характеристик, определяющих уровень эмоционального напряжения и устойчивость к стрессу, менее однозначно. Наиболее тесную зависимость с профессиональной успешностью обнаруживал показатель сознательного самоконтроля, повышение которого увеличивает устойчивость по отношению к стрессу и положительно коррелирует с производственной успешностью. Относительно стабильно связан с нею и порог фрустрации.


Эмоциональная напряженность оказывает на профессиональную эффективность двоякое влияние. При недостаточной интеграции поведения, когда усиление эмоциональной напряженности сопровождается возрастанием соотнесенной фрустрационной напряженности и фрустрационной интолерантности, она ведет к дезорганизации деятельности, к снижению успешности. В то же время эмоциональная напряженность может характеризовать деятельность лиц, отличающихся стремлением тщательно контролировать ситуацию, выраженной потребностью сделать все возможное для того, чтобы избежать неудачи, и повышенным чувством ответственности. Таким лицам свойственны сопоставление своих действий с высоким внутренним стандартом и соответственно независимость их качества от внешнего контроля. Это может при достаточной интегрированности поведения обеспечивать производственную успешность, несмотря на возрастание эмоциональной и фрустрационной напряженности. Однако при этом в условиях адаптационной напряженности возрастает физиологическая цена успешности.


Таким образом, эффективная профессиональная деятельность может в течение какого-то периода осуществляться за счет дополнительного напряжения, стимулируемого самоконтролем, а также стремлением к положительной оценке со стороны группы. Однако, поскольку нарастание эмоционального напряжения и тревоги, повышение фрустрационной напряженности по отношению к уровню интеграции поведения и порогу фрустрации увеличивают риск нарушений психической и психофизиологической адаптации, адаптацию к условиям профессиональной деятельности за счет высокой напряженности нельзя рассматривать как достаточно эффективную.


Если в результате возрастания суммарной и соотнесенной фрустрационной напряженности, фрустрационной интолерантности, реализованной лабильности и повышения уровня тревоги возникают нарушения психической адаптации, их развитие приводит также к снижению производственной успешности. В группах, идентичных по профессиональной принадлежности и стандартизованных по возрасту и полу, отмечалось достоверное увеличение доли лиц с нарушениями психической адаптации в контингенте с низкой производственной успешностью по сравнению с группой, характеризующейся высокой успешностью (рис. 15, а).

Рис. 15.

Связь эффективности психической адаптации и профессиональной деятельности, оцененной но критерию производственной успешности (а), способности избегать аварий и травм (б) и осуществлять деятельность без существенных нарушений здоровья (в).

а — высокая (/) и низкая (//) успешность, б — отсутствие (/) и наличие (II) аварий и травм, в — малая (/) и большая (//) продолжительность временной нетрудоспособности.

1 — эффективная психическая адаптация, 2— неустойчивая, 3 — стойкие нарушения ее.

Влияние эффективности психической адаптации на успешность можно исследовать также путем моделирования профессиональных ситуаций в группах испытуемых, различающихся по этой эффективности. Такое сопоставление проведено нашим сотрудником В. Ю. Селиным при моделировании операторской деятельности с оценкой характеристик, непосредственно обеспечивающих выполнение профессиональных операций. В качестве профессионально значимых тестовых задач использовали ССМР на цветовой стимул и на результат предварительно произведенного сложения чисел, реакцию СДО, операцию суммирования в различной последовательности показаний приборов с предварительным определением цены деления шкалы (методика «Шкалы»), считывание показаний часов при наличии на циферблате только одной цифры и повороте циферблата на различное число градусов (методика «Часы»). Эти две методики, разработанные Б. Л. Покровским [Методические..., 1978], применяют для оценки оперативной памяти, особенностей репродуктивного мышления и способности оперировать пространственными представлениями в условиях дефицита времени.


При выполнении всех перечисленных задач были выявлены достоверные различия между группами испытуемых со стабильной психической адаптацией и со стойкими ее нарушениями. Лица, которые в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, характеризовались неустойчивой психической адаптацией, в этом случае не обнаруживали достоверных различий от группы со стабильной адаптацией (табл. 26). По-видимому, нарастание напряженности, ухудшающее качество психической адаптации, в то же время позволяет поддерживать достаточную эффективность осуществления профессиональных операций до тех пор, пока нарушения психической адаптации не достигают значительной выраженности и не приобретают стойкого характера.

Таблица 26.

Значения операциональных показателей в группах с эффективной (1), неустойчивой (2) психической адаптацией и стойкими нарушениями ее (3)

Степень влияния нарушения адаптации зависела также от типа и сложности задачи. Различие между группами обнаруживалось уже при оценке сложной сенсомоторной реакции на цветовой стимул, но еще более возрастало, если задача усложнялась введением промежуточной логической операции (выбор реакции в зависимости от четности или нечетности числа, которое испытуемый должен получить предварительным сложением двух экспонируемых чисел). Такое различие между группами отмечалось и в том случае, если испытуемый при выполнении действия должен был оценивать сразу несколько параметров. Так, при совмещении движущегося объекта точность совмещения определяется правильной оценкой расстояния между объектами, скоростями перемещения объекта и собственной реакции, с взаимодействием которых связано необходимое время упреждения. При оперировании пространственными представлениями в условиях дефицита времени различие между группами оказывалось аналогичным. Оно не было достоверным, если исследования проводили после отдыха. Однако это различие становилось высокодостоверным при утомлении (исследование по окончании рабочей смены).

Рис. 16.

Показатели церебральной активации и вегетативного регулирования в группах с высокой (1) и низкой (2) производственной успешностью.

КИ — конец исследования; ф — фон, с — счет, з. о — зрительный образ

Группы, различающиеся по успешности деятельности, были разными и по физиологическим характеристикам (рис. 16). Более высокой успешности соответствовало и возрастание уровня церебральной активации (более низкий ɑ-индекс в фоне и при функциональных нагрузках), и достоверно большая амплитуда отрицательного компонента КГР при функциональных нагрузках. Корреляцию этих характеристик с успешностью деятельности можно объяснить уже упомянутой связью между повышением уровня церебральной активации и вниманием субъекта к исходящим извне стимулам, а КГР — его готовностью к действию. Большая величина АД и меньший средний интервал между двумя сердечными сокращениями перед выполнением тестового задания свидетельствуют о том, что достижение высокой производственной успешности в условиях адаптационного напряжения требует большей мобилизованности, и в то же время дают представление о физиологической цене этой успешности.


Следует отметить различие вегетативной реакции на мысленное представление профессиональной ситуации. Последнее при низкой производственной успешности вызывало увеличение по сравнению с фоном ЧСС и частоты дыхания (что можно рассматривать как физиологическую составляющую эмоционального напряжения), тогда как при высокой успешности такой реакции не было. Выполнение счетных операций сопровождалось сокращением интервала R—R на ЭКГ в обеих группах. Но эта реакция в группе с низкой успешностью была более выражена и сочеталась с учащением дыхания, в то время как в противоположной группе состоянию сосредоточенности при выполнении счетных операций соответствовало замедление дыхания. И наконец, для группы с высокой успешностью деятельности была характерна более выраженная тенденция к снижению уровня физиологических коррелятов напряженности (повышение ЭСК, снижение АД, уменьшение ЧСС) по завершении тестовых заданий, что свидетельствует о большей способности к релаксации по окончании деятельности.


Различия психофизиологических соотношений в группах, дифференцированных по успешности деятельности, могут зависеть также от характера связей физиологических параметров с теми или иными совокупностями психодиагностических показателей. Функциональное значение различных физиологических характеристик, а соответственно и их связь с успешностью деятельности могут изменяться (как это будет показано ниже) в результате включения одной и той же характеристики в ту или иную многомерную психофизиологическую систему. Соответственно изолированная оценка отдельных физиологических и психодиагностических параметров при изучении их функциональной роли оказывается недостаточной. Помимо этого, для исследования влияния особенностей психической адаптации и психофизиологических соотношений на успешность деятельности психодиагностические, физиологические параметры, а также функции, непосредственно обеспечивающие выполнение профессиональных операций, следует изучать в их взаимосвязи с учетом удельного веса различных показателей в совокупности значимых характеристик. Такое рассмотрение проблемы требует использования многомерных статистик.


Поскольку разделение контингентов с высокой и низкой успешностью деятельности представляет собой задачу классификации, для такого исследования был избран многомерный дискриминантный анализ [Afifi, Azen, 1982] — один из наиболее распространенных и эффективных методов решения этого класса задач. Применение программы многомерного дискриминантного анализа позволяет строить на основе исходной информации канонические переменные (являющиеся линейной комбинацией ряда исходных характеристик) и использовать их значение для осуществления классификации. При реализации этой программы возникает проблема оптимального выбора из имеющегося множества характеристик подмножества наиболее значимых показателей, на основе которых проводится последующий анализ. В использованной программе выбор этих характеристик осуществлялся шаговым методом (пошаговый дискриминантный анализ), при котором на каждом шаге в функцию вводят одну наиболее значимую характеристику, тогда как ту или иную из введенных ранее можно исключать, если в новой совокупности ее наличие не улучшает результата анализа. 1


Результаты дискриминантного анализа подтвердили влияние на эффективность деятельности всех трех комплексов психодиагностических характеристик. При этом вновь проявилось двойственное влияние комплекса эмоционального напряжения на производственную успешность. Эти закономерности могут быть рассмотрены на основе данных дискриминантного анализа для одного из исследованных контингентов. Из числа показателей, отражающих выраженность и особенности организации эмоционального стресса и вошедших в избранную совокупность, отрицательное влияние оказывал суммарный уровень эмоциональной напряженности и реализованной лабильности, тогда как некоторое повышение уровня актуальной тревоги играло положительную роль. Исходя из того что при многомерных статистиках (с использованием пошаговой процедуры) противоположные знаки у взаимно коррелирующих характеристик следует отнести за счет их некоррелирующей составляющей, можно полагать, что повышение уровня актуальной тревоги способствует интенсификации деятельности в той мере, в которой она не сопровождается нежелательным усилением эмоционального стресса, его хронификацией и ростом реализованной лабильности. Исключением составляющих, коррелирующих с эмоциональной напряженностью и реализованной лабильностью, объясняется незначительный удельный вес этого показателя в совокупности характеристик, оказывающих влияние на производственную успешность. Следует также отметить, что влияние тревоги на эту успешность неоднозначно. В ряде профессиональных контингентов при выполнении напряженной деятельности и высокой цене возможной ошибки повышение уровня актуальной тревоги соответствовало низкой профессиональной эффективности.


Из комплекса психодиагностических параметров, существенных для реализации микросоциального взаимодействия, в совокупность значимых характеристик входили с положительным знаком показатели, отражающие стремление к социальным контактам (сочетающееся со способностью к построению независимого поведения), интериоризацию социальной нормы и склонность использовать воспитанный стереотип поведения, тогда как тенденция к чрезмерной свободе поведения (препятствующая самодисциплине) входила в эту совокупность с отрицательным знаком. Наконец, следует отметить положительное влияние уровня энергетического потенциала и способности оперировать логическими символами, а также отрицательную роль мотивации избегания неуспеха, ограничивающую стремление к соревновательной деятельности.
Множественность психодиагностических параметров, оказывающих влияние на успешность деятельности, и их разноречивое действие обусловили попытку разработать для конкретного контингента специальную шкалу (на базе методики многостороннего исследования личности), которую можно использовать для измерения тенденции к низкой производственной успешности. Эффективность такого подхода подтверждается высоким удельным весом этой шкалы в совокупности характеристик, выделенной при пошаговом дискриминантном анализе.


Из физиологических характеристик в рассматриваемом контингенте наибольшее дискриминирующее значение имели частота дыхания в начале исследования (что можно отнести за счет роли гипервентиляции в синдроме тревоги) и низкая ЧСС (увеличение интервала R — R) при мысленном представлении зрительного образа профессиональной ситуации, что позволяет говорить об относительно малой выраженности в этой ситуации физиологических коррелятов эмоционального напряжении. Склонность испытуемого реагировать изменением ритма дыхания на значимую и оцениваемую экспериментатором деятельность включалась в выделенную при дискриминантном анализе совокупность показателей как благоприятный признак, в то же время длительность ориентировочной реакции (продолжительность КГР на первый нейтральный стимул) — как неблагоприятный.


Сопоставление результатов дискриминантного анализа в различных профессиональных контингентах показало, что выделяемые совокупности признаков изменяются в зависимости от особенностей контингентов, но неизменно включают в себя психодиагностические показатели, которые представляют рассмотренные комплексы, и физиологические характеристики, отражающие вегетативные и активационные сдвиги. Связь этих показателей с успешностью деятельности даже при многомерном анализе сохраняет вероятностный характер, в силу чего возникает область значений дискриминантной функции, при которых достоверное прогностическое суждение об успешности конкретной деятельности в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, становится невозможным. Выделение этой области (интервал неопределенности), как и необходимость оценки комплекса значимых признаков для каждого конкретного профессионального контингента, приобретает существенное значение при решении практических задач.

  1. Критерием значимости является отношение F-статистики Фишера, которая рассчитывается для всех исходных характеристик после каждого шага. Включение параметра осуществляется в случае, если отношение F превышает граничное значение, а исключение — если оно становится ниже определенной границы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Хостинг КОМТЕТ