Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

707. Закон парных случаев. Лара. 11

Начало цикла.
Предыдыдущий пост цикла.

В конце рабочего дня я снова зашёл к Ларе.
— Нет затруднений с ходьбой? – спросил я.
— Никаких.
Я обратил внимание на то, что Лара по-прежнему была в хорошем настроении, но стала спокойнее, всякая возбуждённость исчезла.
— Обсуждали ли вы с Аллой Викторовной идею прощального концерта?
— Обсуждала. Она не возражала и даже проявила интерес. Она сказала, что день перед началом моего отпуска, когда я хотела бы этот концерт провести, совпадает с днём её дежурства, так что она сможет посмотреть. Я, правда, сказала ей, что скорее она сможет послушать, потому, что условий для спектакля в отделении нет, а петь можно, хотя я уверена, что ребята придумают какие-то сценические вставки. Алла Викторовна строго ограничила время: «Вы можете начинать после окончания тихого часа в пять, и закончить за полчаса до отбоя в девять тридцать». Я уже созвонилась с ребятами, которые согласились принять в этом участие. Это будет что-то вроде выступления бардов, но не по репертуару, а по характеру исполнения. В репертуаре будут даже вполне классические вещи.
— Скажите, Лара, а идея этого концерта, когда вам пришла в голову?
— Сразу же после того, как я задумалась о выписке и о том, как оставить о себе хорошую память.
— Это единственная задача? – спросил я.
— Нет, — ответила Лара, — я ещё хочу проверить, как моё личное выступление будет восприниматься публикой.
— Да, я так и предполагал, что вы хотите проверить себя перед выходом в большой мир.
— Я не собиралась это скрывать, но не сомневалась, что с вашей чуткостью и опытом вы сами придёте к этому выводу.
— Хотите ли вы ещё что-нибудь мне сказать сегодня на прощанье? – сказал я.

 


Концерт состоялся во втором отедлении клиники.
Фото с сайта ММА.

 

— Нет, я всё выяснила. Мой отпуск начнётся послезавтра, значит, концерт будет завтра. Если у вас нашлось бы время хоть немного послушать нас, это было бы очень приятно.
— Я постараюсь.
— Вы говорили, — сказала Лара, — что если у меня будут какие-то пожелания и я буду надеяться, что вы можете оказать мне помощь, то вы готовы мне помочь независимо от того, какой сферы может коснуться  моё пожелание. Вот сейчас такое пожелание у меня есть. Не знаю, насколько вы можете быть мне полезны в этом, — она замолчала.
— Продолжайте, — сказал я. – В чём заключается ваше пожелание?
— На базе МХАТ будет проводиться семинар «Школа Станиславского». Это очень престижный семинар. Кроме того, там будут мастер-классы  и демонстрации отрывков из пьес, с которых началось становление этой школы.  Я хотела бы знать, нет ли среди ваших бывших пациентов кого-нибудь, кто помог бы мне стать участником этого семинара. Список участников уже составлен, в нём только актёры профессиональных театров, и поэтому, чтобы туда попасть, мне нужно, чтобы было сделано два исключения – чтобы в список был добавлен человек после того, как черта подведена, и чтобы Студенческий театр МГУ приравняли в этом случае к профессиональному.
— Сейчас ничего не могу сказать, Лара, но постараюсь узнать.
— Мне было бы это очень важно, — сказала она, — это очень престижный семинар, он выдаёт свидетельство об участии в семинаре, и свидетельство это может оказаться важным для моего будущего.
— Я понял, Лара, — сказал я, — я могу только то, что могу, но то, что могу, сделаю.
Утром следующего дня я приехал ровно к 10, и к этому же часу подошла моя слушательница из АШПП.
— Мы уже говорили, что моя специальность – финансовая деятельность организаций, — сказала она. – В своём кругу мы называем это аудитом, хотя в СССР этот термин ещё не получил широкого распространения. Сейчас мы создаём общественную организацию «Общество аудиторов». В отношениях аудитора с предприятием, в котором он работает, с финансистами этого предприятия, нередко возникают довольно сложные психологические проблемы. После того, как закончится официальное оформление нашей общественной организации, мы собираемся проводить цикл семинаров по разным аспектам нашей деятельности. Я уже год слушаю ваш курс, и мне бы хотелось предложить вам провести для вновь организованного нашего общества цикл занятий по психологии организаций, т.е. по той дисциплине, которую на Западе называют психологией бизнеса. Это вопрос не сегодняшнего дня, но говорю я об этом уже сегодня по двум причинам. Во-первых, мы будем составлять план наших семинаров и должны знать, можем ли мы включить Ваш цикл в этот план, а во-вторых, мы должны успеть оповестить будущих участников общества о том, что психологические аспекты нашей деятельности будут рассматриваться на семинаре, который ведёт известный в этой области специалист.
— Это интересная тема, — сказал я, — уже дважды мне приходилось проводить такие занятия. Если мне будут заранее известны сроки, чтобы я мог обеспечить отсутствие пересечения с другими планами, я с интересом займусь этим.
— Спасибо, я надеюсь, что мне и моим коллегам это будет очень полезно.
— Могу я задержать вас на одну минутку? – спросил я.
— Слушаю вас,  — сказала она.
— Это вопрос наугад. У вас широкий круг общения, нет ли у вас каких-нибудь контактов в МХАТ?
— Как раз в МХАТ есть. Сравнительно недавно я оказывала им помощь в улучшении финансовой эффективности работы театра. А у вас какое-нибудь дело, имеющее отношение к этому театру?
Я рассказал ей о пожелании Лары.
— Ничего не могу сказать заранее, — ответила моя собеседница, — но я очень постараюсь вам помочь. Я свяжусь со своими коллегами в театре уже сегодня и думаю, что завтра или послезавтра смогу вам сообщить результат. Вы понимаете, что я не просто задам вопрос, а буду вести беседу так, чтобы была ясна моя личная заинтересованность.
— Теперь уже я хочу сказать вам спасибо, — ответил я.
— Из всех курсов, которые я в течение года прослушала в АШПП, ваш, безусловно, был лучшим. Мне будет приятно оказать вам услугу, тем более, что и мне будет легче обращаться к вам за консультациями, которые мне понадобятся, если я буду вам полезна.
Мы попрощались. Я испытывал к этой женщине дружескую симпатию, и такая же симпатия отразилась на её лице. Она позвонила мне вечером и сказала, что Лару успели внести в список участников семинара до того, как он был утверждён. Я ещё раз поблагодарил её, а на следующий день с утра сообщил эту новость Ларе. Её реакция мне понравилась. Никакой приподнятости настроения, никакой возбуждённости, а просто, как принято писать в газетах, она приняла это известие с чувством глубокого удовлетворения.
Я подробно объяснил Ларе, как ей следует себя вести, так же подробно записал рекомендации. В этом рабочем дне Лара больше не занимала моего времени, и я успел завершить все дела, которые оставались неоконченными в период, когда я уделял Ларе много времени. Но в 17 часов мы с Еленой Дмитриевной не уехали из клиники, а поднялись во второе отделение, чтобы посмотреть выступление нескольких артистов из Студенческого театра МГУ. Их было четверо – двое мужчин и две женщины, не считая Лары. Их музыкальными инструментами были гитары, клеймо на которых говорило о том, что они были изготовлены известными гитарными мастерами, а две лютни, как оказалось, были старинными и переданы Студенческому театру МГУ во временное пользование одним из музыкально-театральных музеев.
Единственным местом, в котором можно было собрать всех желающих, был коридор отделения, увеличенный за счёт открытых дверей палаты в одну сторону, а в другую — за счёт двухкомнатной ординаторской. То, что в этот день дежурила Алла Викторовна ещё и потому было удобно, что обычно вторая ординаторская находилась в распоряжении дежурного врача. Артисты принесли с собой раскладную рамку, на которую, образуя подобие сценической площадки, натягивался жёсткий тент из неизвестного мне материала. Когда начало концерта было объявлено, ведущий – молодой мужчина – сказал: «Мы пришли сюда не для того, чтобы вы оценили наше мастерство, а для того, чтобы выразить нашу глубокую благодарность за помощь, которую вы оказали нашей коллеге». После этого он объявил, что первой будет исполнена песня, которая будет эту благодарность выражать. Не помню точно, но мне кажется, что песня называлась «Солдатская вьюга», в фантастическом сюжете которой вьюга просит приюта у солдата, а потом обещает ему благодарность до гроба.  Из пяти человек исполняли песню двое – мужчина, у которого был хороший баритон и женщина, голос которой я определил как лирическое сопрано. А трое остальных «играли» песню. Я никогда не думал, что с помощью каких-то нехитрых атрибутов из ткани можно сыграть вьюгу, сыграть окоп, сыграть несущиеся по небу облака, и только услышав эту песню, я понял, почему певец-мужчина был одет в солдатскую форму.
На минуту дверь во вторую ординаторскую закрылась, а когда она открылась, певец оказался уже в обычном концертном смокинге.
— Теперь мы начнём издалека и будем всё ближе подходить к нашему времени.

 


Такая старинная лютня была предоставлена во временное пользоване студенческому театру МГУ.
Фото:  sveta-skripka

 

Они начали с песни, которую создали два гения – Пушкин слова, а Глинка мелодию. Надеюсь, что вы уже поняли, что это был романс «Я помню чудное мгновенье», который считается жемчужиной русской музыкальной классики. Потом последовал романс «Выхожу один я на дорогу», и опять было двое певцов, а на сценической площадке-тенте пролегла дорога, вначале светлая, потом постепенно темнеющая в ночи, и параллельно словам появился дуб в изголовье погребения. Одна песня сменяла другую, и было понятно, что исполняют их не певцы, а драматические артисты. Когда вся группа пела «Вьётся в тесной печурке огонь», то печурку не сооружали, а просто отбросили на простыню-экран слайд с изображением солдатской землянки, где был ясно виден огонь в печурке. А когда дошла очередь до Окуджавы и артисты спели оригинальный текст без последующей правки «Мы связаны, Агнешка, с тобой одной судьбою», то Агнешкой оказалась Лара. За 4,5 часа  пред нами прошла вся история русского романса и песни. Артисты не делали пауз, не объявляли названий – всё было понятно само собой. Глядя на это я понял, почему Студенческий театр МГУ гастролировал даже за рубежом.
— Пора кончать, — тихо сказала Алла Викторовна, подойдя к ведущему.
— Алла Викторовна, — сказал он, — всё рассчитано, сейчас прозвучит заключительная песня.
Заключительной песней оказалась  «Сестра, ты помнишь, как из боя меня ты вынесла в санбат». Они начали концерт с песни дружбы и закончили его тоже песней дружбы, только в заключительной песне прозвучала медицинская тема. Окончание концерта объявили не исполнители, а Алла Викторовна, и неожиданно грянули аплодисменты, которые, вероятно, были слышны даже во внешнем коридоре клиники. Алла Викторовна сказала:
— Я не пациентка, но я здесь главная, и я хочу вас от души поблагодарить, давно мы здесь не получали такого удовольствия. Я желаю всяческого здоровья Ларе, но то, что судьба случайно занесла её сюда, позволило мне и многим другим из нас, кто никогда не видел постановок Студенческого театра МГУ, получить наряду с удовлетворением представление об этом театре, которое оказалось совершенно неожиданным.
Артисты стали очень быстро складывать в рюкзаки своё имущество, а Алла Викторовна подошла ко мне и Елене Дмитриевне и сказала:
— Вам тоже спасибо, в других руках она не запела бы так быстро.

Продолжение.

 

Вернуться в LiveJournal к комментариям и вопросам.

 

Tags:

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *