Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

701. Закон парных случаев. Лара. 7

Начало цикла.
Предыдыдущий пост цикла.

С момента появления в клинике Лары, распорядок моего дня в значительной степени определялся работой, которую я с ней проводил. Он мог несколько меняться в зависимости от наличия или отсутствия свободной учебной комнаты, но обычно я приходил в лабораторию, в течение часа решал все вопросы, которые возникали у моих сотрудников. Если выполнение каких-либо задач заканчивалось, мы обсуждали, что послужит продолжением завершившейся задачи, и, убедившись, что ничего неотложного в лаборатории не осталось, я уходил к Ларе. Разумеется, как только я определял, в каком помещении я буду работать, я сообщал об этом Антонине Болеславовне на случай, если я буду нужен в лаборатории.
Как и накануне, Лара сидела на стуле возле стола, с кем-то беседуя, а её кресло-каталка стояло рядом. Я выяснил, что одна из учебных комнат свободна и сказал Ларе:
— Мы можем начинать работать. Или вы хотите договорить с вашей собеседницей?
— Я думаю, мы договорим позднее, я дорожу тем временем, которое вы мне уделяете.
— Тогда пойдёмте.
Лара встала на одну ногу, держась рукой за спинку стула, а второй рукой ловко повернула к себе кресло.
— Мы будем работать в той же комнате, в которой работали вчера, — сказал я и двинулся по направлению к двери учебной комнаты. На кресле-каталке Лара двигалась быстрее меня. Я держался чуть-чуть сзади, чтобы видеть её движения. Её ноги на подножке кресла стояли симметрично, и когда мы вошли в учебную комнату, она так же симметрично сняла их с подножки кресла и начала покачивать ими в воздухе.
— Скажите, Лара, — спросил я, — когда вы покачиваете ногами, вы проверяете силу мышц?

 


Лара покачивала ногами в воздухе.
Фото:     kevin dean

 

— Скорее, просто свободу движений ног.
— И что, эти движения свободны?
— Да, и я даже могу, как и прежде, стоять на левой ноге.
— А вы не пробовали встать на правую? Не двигать её, а просто на ней стоять?
— Не пробовала.
— Давайте попробуем сейчас. Если одна левая нога выдерживает вес вашего тела, то почему же не выдержит вашего веса правая?
— Может быть, она слабее? – предположила Лара.
— Вы так твёрдо стоите на левой ноге, что даже если она несколько слабее, она должна выдержать ваш вес. Обопритесь рукой на стол и попробуйте встать на правую ногу. Левую вы тоже можете поставить рядом, но вес тела должен в основном ложиться на правую ногу.
— Можно ли мне опустить на пол сначала левую?
— Пожалуйста, если вам это удобнее.
Лара, держась рукой за стол, встала на левую ногу, потом, отодвинув второй рукой кресло, опустила на пол и правую.
— Прекрасно, — сказал я. – Можете вы приподнять правую ногу?
— Попробую.
И, опираясь рукой на стол, она оторвала правую ногу от пола.
— Вы чувствуете, что сейчас стоите на левой ноге?
— Да.
— Теперь попробуйте, приподняв левую ногу, встать на правую.
Лара проделала это без видимых затруднений.
— Вы твёрдо стоите на правой ноге?
— Не так твёрдо, как на левой, есть какое-то чувство неустойчивости.
— Хорошо. Давайте посмотрим, что может ваша левая нога. Стоя на правой ноге, согните левую в колене. Прекрасно, а теперь разогните её и передвиньте на шаг вперёд, — Лара проделала это без видимых усилий, — Очень хорошо. А можете вы встать на левую ногу, оставив её там, куда поставили?
Лара попробовала проделать это движение, сильно покачнулась, ухватилась обеими руками за стол и вернула левую ногу на прежнее место.
— Вы можете стоять на левой ноге только в определённом месте?
— Я могу слезть с кресла в любом месте, но для того, чтобы сделать то, о чем вы меня просили сейчас, было необходимо подтянуть к левой ноге правую. Это движение для меня невозможно.
— Что мешает этому движению?
— Вероятно, плохо работает трицепс. Ведь так называется передняя мышца бедра? Трицепс справа не обеспечивает передвижение правой ноги.
— Но он выдерживает вес тела, когда вы стоите на правой ноге.
— Вес тела выдерживают и передняя и задняя мышца правого бедра.
Лара засмеялась: — Я изучила их анатомические называния. Правый трицепс и правый квадрицепс могут удерживать моё тело в неподвижном положении.
— Хорошо, не будем пытаться сделать шаг. Просто согнуть правую ногу в колене, стоя на левой, вы можете?
— Я попробую.
В колене правая нога согнулась без затруднений.
— Хорошо, теперь отдохните.
Лара села в кресло и облегчённо вздохнула.
— Вас утомили эти упражнения? – спросил я.
— Чрезвычайно. Я устаю даже тогда, когда нагрузка ложится на левую ногу. Когда я стою на правой, я всё время чувствую, что могу упасть, и сразу же наступает общая усталость.
— Хорошо Лара. У вас есть какие-нибудь новости из дома?
— Тётя сообщила, что маму обещали завтра перевести из реанимационной палаты в общую. Со слов тёти, мама выглядит значительно лучше,  и говорит, что исчезли боли в груди, и общая слабость резко уменьшилась.  Мама беспокоится за меня, но я просила передать,  что я быстро поправляюсь. Я написала ей длинное письмо, которое тётя ей передаст. Я написала, что я скоро поправлюсь, вернусь домой и буду ухаживать за ней как прежде, что только одна причина сейчас мешает этому: невозможность ходить из-за ограничения движения правой ноги.
— Скажите, Лара, а шаг на месте возможен?
— Я не пробовала. И потом, даже если шаг на месте будет возможен, этого недостаточно, чтобы ухаживать за мамой.
— Ну, до этого ещё далеко, Ваша мама ещё три-четыре недели полежит в стационаре, и тётя обещала быть вместе с ней месяц после её выписки. Сейчас вам ещё рано думать о том, чтобы ухаживать за мамой. Давайте просто будем постепенно тренировать ноги. Вы помните, отражённая речь у вас прекрасно получалась, когда я читал стихи, а потом вы продолжили это занятие?
— Конечно, помню.
— А движению ног стихи не помогут?
— Можно попробовать, хотя мне это кажется маловероятным. Мимика, жесты, речь – это неотъемлемые составляющие чтения стихов. Ноги в этом не принимают участия, читать стихи можно сидя.
— Понимаете, Лара, есть разные типы стихов. Ведь вы кончали филологический факультет по отделению русской и славянской литературы. Как бы вы терминологически обозначили  тип стихосложения на русском языке?
Лара минутку подумала.
— Всё забывается, — сказала она, — но если я вспомнила правильно, то для русского стихосложения характерен силлабо-тонический стих.
— Хорошо, Лара, силлабо-тонический это значит, что есть определённое количество слогов, в русском языке обычно два или три, и ударение падает на определённый слог. Вы разделяете эту точку зрения?
— Конечно.  Это не точка зрения, это правило.
— А тогда, — сказал я, — стих может задавать ритм движения даже при ходьбе, даже маршевой ритм. Когда после четвёртого курса я был на военных сборах, староста нашей группы, большой затейник, на предложение старшины подобрать какую-то песню для движения на марше, использовал украинскую очень лирическую песню. Она подходила по ритму, а лиричность придавала интонация, которая не влияет ни на ударение, ни на количество слогов. Вы знаете украинский язык?
— Конечно, у нас это был один из предметов, ведь отделение было русской и славянской литературы.
— Ну вот тогда послушайте песню. Петь не умею, но здесь важен текст:
Копав, копав криниченьку
Недiленьку, двi,
Кохав, Кохав, дiвчiноньку
Людям не собi.
 
Ой, жаль, жаль не по малу
Кохав дiвчiну з малу,
Кохав дiвчiну з малу,
Кохав тай не взяв.
Ой, жаль, жаль.

— Послушайте, — продолжил я, — это обычно поётся очень нежно, но количество слогов и ударений от этого не меняется, и если изменить интонацию, мелодия приобретает маршевой характер, когда запевала поёт первую строфу, а строй подхватывает вторую, и староста командует: «Под ногу!», то есть под шаг левой ноги.

«Ой, жаль, жаль
Не по малу,
Кохав дiвчiну
З малу,
Кохав дiвчiну
З малу,
Кохав тай
Не взяв»

— И когда каждая строчка идёт под левую ногу, получается маршевой ритм, и уже не надо командовать: «Левой, левой, левой!», песня сама задаёт ритм марша. Но если не петь, а просто читать эти стихи, то будет то же самое, строка будет под левую ногу. При силлабо-тоническом стихосложении всегда можно подобрать ритм движения.
— Интересно, — сказала Лара, — никогда об этом не думала.
— Ну, а теперь давайте попробуем шаг на месте под какие-нибудь стихи, которые вы любите и хорошо знаете.
— Конечно, можно бы попробовать «Разворачивайтесь в марше…», но Маяковский для марша приспособлен, а давайте попробуем стихи, которые я хорошо знаю и люблю, но которые не были написаны для марша. Давайте я попробуем шаг на месте под «Гренаду».
— Давайте, — сказал я.
— Только вы мне читайте её в маршевом ритме.
— Хорошо. Вначале я просто прочту.

Мы ехали
Шагом,
Мы мчались
В боях
И «Яблочко» —
Песню
Держали
В зубах.
Ах, песенку
Эту
Доныне
Хранит
Трава
Молодая —

Степной
Малахит.

— А теперь обопритесь на мою руку и шагайте на месте, начиная каждую строку с левой ноги.

 


Вид Гранады (ранее  Гренады) – города и провинции на юге Испании. Об этой провинции упоминается в стихотворении Светлова: «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
Фото:      J. A. Alcaide

 

Я повторил текст, не спеша, и Лара, опираясь на моё плечо, чётко следовала ритму, шагая на месте.
— Видите, у нас работают уже обе ноги, — сказал я, — может, мы повторим это же, но шагать попробуем не на месте, а перемещаясь вперёд так, чтобы вы  по-прежнему опирались на моё плечо?
Но шага не вышло. Левую ногу Лара вынесла вперёд, правую вынести вперёд не смогла, и чтобы не упасть, вернула правую обратно.
— Жаль, — сказал я, — значит, ритм стиха не достаточен для того, чтобы двигалась ваша правая нога. К завтрашнему дню я изготовлю приспособление, с помощью которого буду двигать вашу правую ногу, а вы – только ставить её на пол. Начнём под это же стихотворение, а потом можете сменить его на любое, которое вам будет по душе.
— А что за приспособление? – забеспокоилась Лара.
— Ну, я его завтра принесу, и вы увидите. Это просто небольшой блок, который будет закреплён на моём плече, и через блок ремешок будет пристёгнут к вашей предплюсне, т.е. к начальному участку стопы.
— Но ведь я всё равно не смогу передвигать правую ногу.
— Вам и не придётся. Поднять её вы можете, а вперёд её буду перемещать я. Это не страшно, это будет выглядеть даже забавно.
— Для кого забавно? – спросил Лара.
— Для вас, для меня, для тех, кто будет видеть такую картину со стороны. Картина эта будет необычна, поэтому не удивляйтесь, если кто-нибудь из встречных будет смеяться.

Продолжение следует.

 

 

Вернуться в LiveJournal к комментариям и вопросам.

 

 

Tags:

Posted in Без рубрики

One Response to “701. Закон парных случаев. Лара. 7”

  • Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

    Вы раскрываете секреты своих методик восстановления потерянных функций, оригинальные методики. А я думал, откуда же Вы говорите стихами, афоризмами. Похоже, это Ваш рабочий инструмент…

    С уважением, Леонард


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *