Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

571. Ещё несколько слов о моих друзьях. Изяслав Петрович Лапин. 4

Перед новым 2012 годом, возникла необычная пауза между письмами Изяслава Петровича Лапина, и тогда я написал ему:

My dear Izyaslav Petrovich, Вы пропали и на этот раз прочно. Если Вы просто не имеете времени на эту переписку, то сообщите мне об этом, и я хотя бы не буду беспокоиться. А так мне всякие ужасы мерещатся. Не знаю, будет ли ещё связь, на всякий случай, поздравляю Вас с Новым Годом.
Очень скучаю. Людей, которых я считал бы своими, кроме Вас один-два человека. Может быть, всё-таки напишите?

 


Изяслав Петрович Лапин выступает по поводу двадцатилетия ссылки А.Д. Сахарова.
Фото: sakharov-center.ru

 

Ответ последовал незамедлительно:

Дорогой мой Феликс Борисович! Времени всегда катастрофически не хватает — из-за уймы долгов. Там ждут проблемную статью о КОМПЛАЕНТНОСТИ ВРАЧА, там книжку "ОТКАЗ ОТ ЛЕКАРСТВ", там выступление на семинаре по психологии (кафедра клинической психологии Педагогического университета им. Герцена (они регулярно представляют полную стенограмму семинаров — вплоть до "(смех в зале)". Не хочется — пока могу — подводить. Хотя и цена (!) для меня "запредельная": быть все время на ногах в режиме "почти аспиранта" Не жалуюсь. "КонстаНтирую". \ \ Absolutely the SAME! = "людей, которых бы я считал своими…" (ФБ). <А если нет людей, которых считаю своими, >"Что остается, что?" — наш б. сотрудник, который худел после перехода в… Институт жиров. \ \ <А что при моём молчании Вам>"Ужасы мерещатся…" (Ф.Б.) — гоните их в шеи. И без них тошно. "Живы будем, — не помрем!"( народная мудрость?).\ \ И я Вам ОТ ВСЕЙ ДУШИ желаю всего самого лучшего в Новом году, и это не формальная вежливость. Я всегда за Вас переживал и преданно болел — "шоб Вы таки знали!". \ \ "Вы будэтэ з минз смеяться", но я ЗВОНИЛ ВАМ в Москве 18 и 19 октября, когда был на похоронах урны с прахом Е.Г.Боннэр на Востряковском кладбище + пара дней на памятных собраниях в музее А.Д. Сахарова. Не повезло! <…> Берегите себя! Это тоже НЕ благое пожелание. Личная просьба — "наказ" Ваш ИЛ.

P.S. М.б., за эти месяцы Вам доводилось случайно встретить в Google на "Изяслав Лапин" и "slava lapin from the inside" что-то о моих книжках. Честно, это крохи — в сравнении с тем, что я должен был и вполне мог написать. По сохранившемуся в душе и в извилинах материалу. Тем более, что с 2000 года я перестал быть лаборантом и секретаршей (печатать по-английски — кого посадишь?) профессора Лапина. СПАСИБО. Ваш Лапин

Книги, которыми интересовался Лапин, не были его последними научными монографиями, которые я очень внимательно читал, и это ему было хорошо известно. Речь шла о его воспоминаниях и о довольно большом количестве маленьких книг, «которые теперь причисляют к художественной литературе» (И.П.). Я внимательно следил за всем, что писал Изяслав Петрович. Как только название книги появлялось в интернете, я её заказывал и читал. Написано было много, но Изяслав Петрович всегда считал, что он работает недостаточно, даже учитывая большое число выступлений в разнообразных аудиториях. Кардиологи рекомендовали ему ограничить двигательную нагрузку, но он почти весь день проводил на ногах. И в следующем письме Изяслав Петрович снова коснулся досадного, по его мнению, перерыва в нашей переписке:

Фелкс Борисович, дорогой! Прежде всего, ПРОСТИТЕ МЕНЯ ВЕЛИКОДУШНО (из фраз Владимира Моисеевича Карасика). Что вопреки (!) своим постоянным (!) намерениям и планам- не успел написать Вам письмо. Вы мне верите (why not?)? Как "Вася! Ты меня уважаешь?" Тогда примите правду о том, что каждый день(!) — статистически высоко достоверно — я начинал и заканчивал день "Нет! Откладываю все, и пишу Феликсу Борисовичу!". Но… и без "Человек предполагает, а Бог располагает" (так правильно?), Много дней не подходил к НБ. Естественно хотел позвонить — в виде исключения — доложить, что — Вы будете с меня смеяться — жив, поэтому отбой Вашему трогательному Волнуюсь!" Но… опыт предыдущих неудач со звонками тормозил. "Скоро сказка сказывается…! Всерьез хочу очень надеяться, что такой перерыв в нашей переписке останется "an exception which proves the rule" OK?\ \ "Зато" даже не вообразите, СКОЛЬКО РАЗ за это время я цитировал Вас — естественно, с теплым оглашением автора — Ф.Б.Березина. Очень пригождалось в конце бесед и споров: Как итог,"НЕ СУТЬ! КАК ГОВОРИТ ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ БЕРЕЗИН. Чем не "Классик цитирования"? Как на иврите это звучит, я Вам, по-моему, писал." Эйн давар!" = не суть. \ \ Вы как-то "смущенно" написали, что мои книжки прочитали. Спасибочки! Как написал в записке из зала после выступления Игоря Губермана с гариками один пожилой человек (он подошел после концерта к Игорю, поэтому мы знаем, кто автор записки "Слушал первый раз. Мне очень понравилось. Спасибо, и совершенно не жалею напрасно потерянного времени" = "Нарочно не придумаешь!", верно? И… мне… очень бы хотелось, чтобы после чтения моих книжек Вы сказали "И совершенно не жалею напрасно потраченного времени".

Я писал Изяславу Петровичу о том, какое значение для меня имеют его ненаучные книги, и шутки по этому поводу могли быть выражением его авторской манеры или проявлением «унижения паче гордости». Его продолжала беспокоить утрата лаборатории, «известной, знаменитой», и утрата его личных возможностей, которая с этим была связана, он возвращался к этому неоднократно. Дальше в своём письме Изяслав Петрович приводит цитату «из нелюбимого мною классика» — так он обычно называл И.В.Сталина:

"Люди, кадры нам дороже всего!" Так я и людь, и кадр (в штате Института Бехтерева Главный научный Сотрудник" нарочно, черти, стали писать с заглавной буквы: чтоб было саркастически похоже на "Главный Конструктор" — например Королев или Туполев. Кстати, шутки шутками, но "приоритет" в написании и произнесение моего "титула" с заглавных букв принадлежит….Елене Георгиевне Боннэр, в 92-м году, когда она услышала от меня по телефону, что нет больше славной лаборатории психофармакологии, а потому и "Научный руководитель ее", а замен этого г.н.с. Е.Г. сказала: — Не огорчайся! Все тебя знают здесь без всяких титлов. Но если они (ИЛ: — имела в виду, конечно, администрацию) <хотят> — величать тебя так, то тогда пусть непременно с заглавных букв». Могла и пошутить. \ \
<Посмотрите> книжки — последние из издательства "Welcome", СПб "КАК БЫ ПСИХОЛОГИЯ" и "И?" = такое название. Обе саркастические эссе — вариации на вечную тему O, tempora! O, mores!

 

Изяслав Петрович Лапин — врач, сокурсник и друг Е.Г.Боннэр – в Сахаровском центре.
Фото: sakharov-center.ru

 

 

В последних упоминаниях о книгах отсутствовали научные публикации. Я спросил Изяслава Петровича, почему он ничего не пишет о своих научных исследованиях. Он ответил, что "За науку", естественно, накопились свежие полуфабрикаты. Но…. кому это все нужно сейчас? У меня появилась тревога, не смотря на постоянную переписку, о состоянии здоровья Изяслава Петровича, и она стала постоянной. Лапина, который не думает о научных проблемах, не испытывает потребности их обсуждать, я представить себе не мог, и только ухудшение состояние здоровья И.П., на мой взгляд, могло быть причиной такой перемены.
Пожалуй, эта часть моих воспоминаний затягивается, но я не вижу возможности её сократить и прошу вас потерпеть ещё несколько постов.

 

 

 

К комментариям.

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *