Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

498. Мир на ногах и вверх ногами. Нарушение социального статуса и жизненных ценностей.

Мир ещё на ногах, но трагический сценарий развития событий приближается вплотную. Продолжение психотерапии. Коррекция системы правил.
Во время встречи через два дня Дмитрий сообщил мне, что он тщательно продумал свою систему правил и установил, что правила, невозможность соблюдения которых вызывало тревогу, касались только сферы его работы. Он определил три таких правила.
Первое правило, по его мнению, не подлежало коррекции, и было сформулировано следующим образом: «Моя жизнь имеет смысл только в том случае, если есть возможность работать в области КХД или в более широкой области квантовой физики».

В середине 90-х годов физик Роберт Гилмор написал и проиллюстрировал книгу, в которой в умной и доступной форме рассказал о непростых принципах квантовой механики.
Фото:  estherase
 
Второе из названных Дмитрием правил было сформулировано уже с учётом неадекватности долженствования. «Я хочу внести возможно больший вклад в развитие квантовой физики». Сформулировав это правило, Дмитрий добавил: «Я понимаю, что развитие квантовой физики не замкнуто на отдельные личности, однако при этом убеждённость в том, что моё личное участие ускорит развитие науки в этой области, существует уже длительное время, и потребуются усилия, чтобы внести в него коррекцию».

Третье правило касалось межличностного взаимодействия. «Мой личный контакт ограничен пределами моей лаборатории. Я хочу осуществлять более широкое взаимодействие. Каждая моя публикация — это общение с неограниченно большим межнациональным сообществом квантовых физиков. Если я не осуществляю такое общение, я чувствую себя одиноким и никому не нужным».
Формулировки Дмитрия были несколько более широкими, чем это возможно для осознанного правила. Однако я решил, что этого вопроса не стоит касаться. Я уже понимал, что любое ограничение размера или времени порождает ощущение угрозы и чувство протеста. Я обсуждал правила в той формулировке, которую Дмитрий дал самостоятельно. Я сказал ему:
— Вы считаете, что первое правило не подлежит коррекции. Из каких соображений вы исходите?
— Я много думал об этом, — сказал Дмитрий. — Если это правило будет корректироваться, то это коснётся очень широкой проблемы о смысле жизни. Вероятно, это возможно, но сроки пересмотра представлений о смысле жизни находятся за пределами возможного периода психотерапии. Вероятно, для этого потребовались бы месяцы, а, может быть, и годы. Если просто внести коррекцию в это правило, будет блокирована моя потребность в идентичности моего Я. Для того, чтобы это правило соблюдать, я готов жить в другом городе или даже в другой стране. Если говорить о смене города постоянного проживания, в пределах страны, то сейчас я могу себе представить только переезд в Академгородок СО. Если это правило в Академгородке не будет соблюдаться, то появится потребность в дальнейших территориальных перемещениях. Вероятность того, что возможность соблюдать это первое из моих правил достигнет представимых пределов, только при работе в CERN. Если я буду там работать, то вероятность соблюдения моего первого правила при условии гауссова распределения ложится в интервал средняя ± удвоенное среднеквадратичное отклонение. Этот центр создан благодаря вековой мудрости Европы. Соединённые Штаты такой мудрости лишены. В США возможно прекращение государственного финансирования какой-либо области просто потому, что дешевле подождать, а потом купить в Европе лицензию. Лицензии на фундаментальную науку не существует. Именно поэтому в Европейском центре ядерных исследований фундаментальная наука будет существовать в обозримый промежуток времени. Хотя в названии фигурируют именно ядерные исследования, логика развития вывела CERN далеко за эти пределы. Создание сети Интернет не может быть отнесено к ядерным исследованиям. Для сохранения идентичности моей личности более целесообразно найти возможность следовать этому правилу, чем его корректировать.
— Это единственное правило, – спросил я, — которое вы считаете невозможным корректировать?
— По-видимому, да, — ответил Дмитрий.
— Ваша нынешняя формулировка второго правила содержит слова «Я хочу». Как это правило было сформулировано до начала нашего общения?
— Оно было сформулировано с позиции долженствования. Неадекватность этой позиции теперь мне понятна. Поэтому я заменил «Я должен» на «Я хочу».
— При тирании долженствования утверждение «Я должен» не требовало проверки. «Я хочу» такой проверки требует. Чтобы уточнить вопрос, возникающий при «Я хочу», я могу добавить: «Какая ваша потребность при этом удовлетворяется?»


Этому пловцу победа необходима, чтобы сохранить идентичность Я-образа.
Фото:
  Sangudo
 
Дмитрий задумался. После минутной паузы он ответил:
— Если это моё желание не удовлетворяется, по-видимому, возникает частичная блокада удовлетворения потребности в идентичности Я-образа. Я могу представить ещё одну потребность, которая удовлетворяется при формуле «Я хочу». Вносить ощутимый на уровне мирового сообщества вклад в развитие теоретических концепций КХД – единственная приемлемая для меня форма доминирования. Потребность в доминировании у меня, вероятно, довольно велика. Ещё в годы учёбы в МВТУ я принял на себя функции командира стройотряда и чувствовал удовлетворение, когда эти функции выполнял.
— Возможно, Ваша потребность в идентичности своего Я требует не только возможности работать в области квантовой физики, но и признание вашего вклада в развитие этой области. Не могу исключить и того, что именно выдающийся вклад в развитие теории КХД может быть сублимированной формой удовлетворения потребности в доминировании. Изменится ли что-нибудь, если в этом правиле исключить слова «возможно больший», оставив только «вклад»? Ваша готовность работать на пределе своих возможностей естественно подразумевает «возможно больший» вклад. Это не требует дополнительного подтверждения в правиле.
Несколько секунд Дмитрий молчал, а потом произнёс:
— Пожалуй, вы правы. Если «возможно больший» исключить, то это снимет избыточное напряжение, вызванное стремлением к глобально максимальному результату. Сейчас я не могу утверждать, что осознание необходимости изменения правила принимается мною как собственное желание. Однако задача мне уже ясна, остальное вы можете оставить для моей самостоятельной работы над системой правил.
— Согласен. Перейдём к третьему правилу. Осознаёте ли вы, что стремление к более широким контактам может быть удовлетворено не только путём публикаций, отражающих вашу теоретическую концепцию и её согласованность с экспериментом.
— По-видимому, так. Вероятно, здесь дело в характере моей группировочной потребности. Единственная группа, членом которой я себя осознаю, это группа исследователей, занимающихся квантовой физикой.
— Вы уже перешли предел тех трёх десятков статей, после которых известность выходит на насыщение. Вероятно, это гарантирует ваше членство в упомянутой вами группе.
— Это так. Всякий человек, занимающийся историей квантовой физики, уже теперь отметит мой вклад в развитие теории в этой области. По-видимому, я исхожу из того, что мне ещё рано уходить в историю. Если мои публикации будут продолжаться, то следующее поколение квантовых физиков будет воспринимать меня как современника, а не как исторический персонаж. В ту формулировку третьего правила, которую я предложил, следует внести коррективы. Дальнейшие публикации не нужны для того, чтобы быть членом ныне существующей общности квантовых физиков. Они нужны только для того, чтобы придать временную перспективу моему членству в этой общности при смене поколений. Мне нужно время для продумывания новой формулировки третьего правила. Но то, что стоит задача корректировки этого правила, я осознаю уже сейчас. Могу только повторить то, что говорил раньше. Если задача осознаётся, то, как правило, я её решаю.
— Что же, я не возражаю против того, чтобы вы самостоятельно использовали свой опыт в решении осознаваемых задач.
— Вы могли убедиться в том, что мой собственный навык решения задач позволил мне быстро продвигаться в психотерапевтическом содружестве. Именно так я выработал закреплённый теперь навык для корректировки конструкции мостика, состоящего из моих представлений, который лежит между ситуацией и тем, как я её осознаю. Благодаря этому, воздействуя на этот мостик, я могу создавать дистанцию между ситуацией и моим Я. Кроме того, решая поставленную задачу, я постепенно приобретаю навык в области составления децентрированных карт событий. Когда создание децентрированных карт событий станет автоматизированным навыком, я смогу сосредоточиться в основном на применении новой формулировки правил. Разумеется, я начну это делать уже сейчас. Но думаю, что уже через неделю это будет единственной задачей в области отработки новых для меня навыков. Я бы хотел, чтобы мы уже сейчас перешли на одну встречу в неделю, если у меня не возникнет потребности в срочной встрече.

«Этот мостик между ситуацией и моим осознанием позволяет от ситуации дистанцироваться».
Фото: 
MikeBehnken
 
— Это возможно. Потребность в срочной встрече в вашем сознании будет определяться уровнем тревоги. Если тревога не будет существенно повышаться, вам будет достаточно одной встречи в неделю.
После того, как Дмитрий рассказал мне о своей тактике автоматизации новых навыков и согласился с тем, что потребность в срочной встрече будет определяться уровнем тревоги, мы согласовали дату следующей встречи, отстоящей от нынешней на неделю.
 

Продолжение следует.

Начало цикла здесь.


По традиции, которая сейчас устанавливается, я попробую сформулировать некоторые вопросы для комментариев. Напоминаю, что комментарии не ограничиваются этими вопросами. Любые комментарии доставят мне удовлетворение. Обратная связь необходима для успешной работы журнала.


1) Считаете ли вы адекватным, что смысл жизни учёного может быть исчерпан его профессиональной деятельностью?


2) В какой мере, по вашему мнению, достижение высоких результатов в области науки или спорта необходимо для сохранения идентичности Я-образа у учёных и спортсменов?


3) Считаете ли вы, что описанные формы автоматизированного навыка дистанцированиности от ситуации, децентрации и коррекция системы правил являются важными условиями для эффективной адаптации (в особенности для профессиональной сферы, требующей интенсивных усилий и концентрации внимания)? Что вы думаете о сублимированных формах удовлетворения потребности в доминировании?

 

 

 

Перейти к комментариям.

 

 

 

Posted in Без рубрики


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *