Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

828. Колонка Иона Дегена. 25. Из переписки. 8. О Черняховском

Из переписки.

Березин – Дегену

В предыдущем письме ты писал, что тебя интересуют отзывы на то, что я пишу о тебе и на твои рассказы. Хочу сказать, что иногда интересны не просто отзывы, а дискуссии, возникающие по поводу чего-либо, тобою написанного. Пересылаю тебе в приложении выдержки из дискуссии по поводу «Действительность, превращенная в неправду», которые мне показались интересными.

Вот эти выдержки.

berezin_fb: Способность представить себя в ситуации, в которой никогда не бывал, и описывать свои представления как реальность, свойственна Астафьеву.
Да, Астафьев действительно представляет себе, что был на передовой и описывает не передовую, а свои фантастические представления о ней. Эти фантазии не случайны. Они отражают мировоззрение автора. С Великой Отечественной войной фантазия Астафьева не имеет ничего общего.

omskvich: Я во всем склонен больше доверять фронтовику, чем писателю. Хочу сделать только одно уточнение по поводу фразы «На истребителях женщины не летали». Справедливости ради надо отметить, что был 586-й истребительный авиационный полк: http://ru.wikipedia.org/wiki/586-%E9_%E8%F1%F2%F0%E5%E1%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E9_%E0%E2%E8%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E9_%EF%EE%EB%EA

berezin_fb: Все-таки большинство фронтовиков связывало образ женщин-летчиц с ночным бомбардировщиком У-2, которых немцы называли ночными ведьмами. Вероятно, Деген думал так же. Да так в большинстве случаев оно и было.

warsh: Очень любопытно. Надо сказать, что я так и не собрался почитать фронтовую прозу Астафьева. Теперь понимаю почему.

amado: Ну как можно понять что-то по чужому отзыву? Это же звучит анекдотично. "Не читал, но осуждаю"))

warsh :Не читал и не осуждаю. Я о другом — Астафьев мне почему-то всегда был неинтересен. Теперь понимаю, почему.

berezin_fb: Дорогая Галя!
Я могу считать себя экспертом по Дегену. Исходя из своих экспертных знаний, утверждаю: на подробный отзыв Дегена можно и нужно ориентироваться.
amado : Понятно. Да это я так, выпендриться захотелось)) Извините.

warsh: Да нет, ничего. Самому интересно стало. Дегена я знаю, общался — настоящий фронтовик http://warsh.livejournal.com/6815462.html#comments, искренний человек, а вот в Астафьеве я всегда чувствовал что-то фальшивое…

amado: О, я вам завидую, что вы общались с Дегеном. Насчёт того, что в Астафьеве фальшь… Странно. А как вы могли чувствовать фальшь, если не читали его? По редким телеинтервью?
Впрочем, у каждого из нас есть вещи, которые мы чувствуем. Спорить не буду.

berezin_fb: Дорогая Галя!
Общение с Дегеном доступно. Он ежедневно отвечает на 30 писем. Если Вы напишете ему, что Вы живете в Израиле и хотели бы лично с ним встретиться, я полагаю, что он не отказал бы Вам.

warsh: Ну, во-первых, читал. Во-вторых, наблюдал. Например, как-то к нему приехал в гости Георгий Жжёнов. Очень поучительная была встреча. http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2&where=all&filmId=4sqyAVui0Cw

berezin_fb: В этой встрече показательно сравнение денег, получаемых за награду, с чечевичной похлебкой. Продать первородство за чечевичную похлебку — эта библейская истина актуальна и сегодня.
amado: Спасибо, Феликс Борисович! Я с удовольствием напишу Дегену о своём потрясении от его стихов, но просить о встрече не стану, это не в моём характере. Что ж отнимать время у занятого человека…

berezin_fb: Я перестал читать Астафьева после первых же его фраз о войне. Фальшь, неточность, неискренность написанного были очевидны. О том, что Астафьев антисемит, я не знал. Никогда не интересовался им как личностью. Но после прочтения приведенных Дегеном отрывков для меня это стало очевидно. Хотя главное, конечно, не это, а то, что Астафьев фальшиво описывает войну, которую не знает. Получить какое-то представление о войне из так называемой фронтовой прозы Астафьева невозможно.
zewgma:А мне как раз теперь стало интересно. Я не читала Астафьева, хотя самыми интересными считаю книжки, изданные примерно при Хрущеве и не переиздававшиеся потом — о войне, может, писателей средней руки, но с боевым опытом и как следствие — с такими деталями, которых и не вообразить теперь.

berezin_fb : Вольному воля. Но если вы интересуетесь деталями, то у Астафьева Вы найдете только подделки.
amado :Ион Деген, безусловно, выдающихся качеств человек, храбрый воин, хирург, врач и писатель хороший. Но Виктор Астафьев — писатель если не великий, то выдающийся. Возможно, в его книге есть фактические неточности, но они есть даже у Толстого в "Войне и мире" (там что-то касательно Наполеона). А читателю, незнакомому с армейскими частностями, это совсем неважно. Атмосфера, атмосфера передана точно. Эта книга — совершенно новое слово о войне, она потрясающая.

berezin_fb: Вы меня удивляете. Как может передавать атмосферу человек, который с этой атмосферой не сталкивался? В дневнике Хемингуэя запись, сделанная после знакомства с романом "Война и мир": "Как важно писателю иметь военный опыт. У Толстого он, несомненно, есть". Сравнивать мелкую фактическую ошибку великого писателя с нагромождением нелепостей у Астафьева, на мой взгляд, странно. Астафьев знаком только с атмосферой в запасном полку. Ничего другого он не видел.

amado Лично я люблю Астафьева как писателя ещё с юности.

berezin_fb: Любовь с юности часто обманывает взрослого человека. Может быть, Вы и сейчас видите Астафьева глазами юной девушки.

amado: Соглашусь с тем, что восприятие Астафьева идёт с молодости. Но думаю, "Царь-рыба" и сейчас не разочаровала бы.
berezin_fb: Перечитайте сейчас "Царь-рыбу". Может быть, впечатление будет другим? А если оно останется прежним, это будет означать, что Астафьев когда-то был писателем, а потом деградировал.

amr71Было бы интересно, если б Ион Деген написал рецензию на книгу Николая Никулина "Воспоминания о войне".

berezin_fb: В личном письме Деген сообщил мне, что он читал эту книгу Никулина. Цитирую: «Это потрясающий документ о войне, написанный художником. Я благодарен ему за эту книгу».            

podo_a_tДеген имеет право критиковать Астафьева и любого военного мемуариста. Нам же, не бывшим на войне, судить и решать, кто прав, не пристало. Мне кажется, для истории важен набор фактов, документов.

berezin_fb: Деген всегда основывается на наборе фактов и документов. В частности, на сводках боевых потерь, наградных листах, сообщениях о прибытии пополнения и о тех, кто выбыл безвозвратно.

zewgma: Ну вот по поводу "После боя" многие высказывали сомнения, что так и было (что танк расстрелял генеральскую машину).

vekpsypro (Виктор Каган, психолог, США): Видите ли — я знаю Дегена, поэтому высказывающие сомнения могут идти лесом.

zewgma: А вы не напомните? Мне казалось, я видела своими глазами интервью, в котором Деген рассказывает, что да, так оно и было, он доложил не то комбригу, не то комбату, и тот принял решение объявить, что генерал погиб в результате несчастного случая. А теперь не могу найти — и думаю, не было ли это порождением моей внутренней реальности 🙂 С другой стороны, масса источников утверждает, что так Деген беллетризировал легенду о гибели Черняховского.

vekpsypro: Масса источников, говорите? Линки в студию пожалуйста. Без них Ваши слова — клевета. С ними — посмотрим, что за источники.

zewgma: В массе источников все в итоге печатают одну и ту же статью Крапивина. Вот например http://politika.reshenie.info/articles/2011-03-02-044.shtml

vekpsypro: Итак, массы источников нет. Есть перепечатка статьи Крапивина, ни на что реально не опирающаяся, кроме "одна бабка сказала". Перепечатка с более чем сомнительного сайта, хозяин которого некий Дмитрий Крайнов, то ли создавший, то ли пытающийся создать анархо-коммунистическую партию. Информацию о Сергее Крапивине, написавшем эту статью, уж дайте себе труд поискать в Интернете самостоятельно. И вообще неплохо бы исследовать информацию, на которую ссылаетесь, а то, знаете, Интернет вробе проруби — за рыбой нырять надо, а по поверхности сами знаете что плавает — не пачкайтесь… Заранее спасибо за понимание.

berezin_fb: Глубокоуважаемый Виктор!

Вы совершенно правы. Искренним и правдивым Деген был всегда. То, что было написано им на фронте или в студенческую пору, когда я с ним познакомился, уже было непререкаемо правдивым.

Деген действительно докладывал комбригу о случившемся, но наверх доложили, что генерал подорвался на мине. Это не порождение Наташиной фантазии. О том, что генерал из "После боя" был Черняховским, никогда не слышал и не читал. Во всяком случае, знаю, что отношение к Черняховскому у Дегена было самое положительное, и идентификация генерала-убийцы с Черняховским просто нелепа.

 
черняховский с семьей
Иван Данилович Черняховский с семьей
Фото с сайта 

Я попрошу Наташу zewgma попробовать найти то интервью, которое она читала. Но я знал, что говорил об этом Деген, еще в студенческую пору, задолго до того, как был написан рассказ "После боя". Рассказ был несколько изменен для лучшего восприятия массовым читателем. Но факты не изменились ни на йоту.
Я знал об этом случае задолго до того, как был написан рассказ. Вообще же убийство во имя возмездия не было на фронте исключением. Поэтому в учебных полках, командование которого должно было вместе с полком ехать на фронт, отношение к красноармейцам было более человечным, было совсем иным, чем в полках, у которых командный состав постоянно оставался в тылу и не боялся возмездия на фронте.

vekpsypro:  Написанное Ионом не правдиво, а сама правда, которой не верить невозможно.

Деген — Березину

Спасибо за интересное письмо, содержащее информацию о мнениях твоих читателей. Может быть, я еще вернусь к этому. Сейчас мне писать трудно, какой-то вирус, высокая температура. Но о Крапивине я хочу написать немедленно.

Я уже давно привык к тому, что, говоря обо мне, не обходятся без легенд. Но для такого у этого клеветника патологическое воображение должно быть посильнее астафьевского. Астафьев хоть что-то слышал о войне, а этот подонок должен был вытаскивать грязную фальшь из своего поганого нутра. 

Три раза я имел честь видеть генерала армии Черняховского. Два из них – общался.

Один из самых талантливых полководцев Второй мировой войны. А как он берёг солдат. Попасть в траншею переднего края можно было только по перпендикулярным траншеям, чапая по ним до километра, а иногда и больше. Преклонение перед генералом Черняховским превратилось в пиетет, когда с женой и сыном через тридцать с небольшим лет мы приехали в бывшую Восточную Пруссию попрощаться с по ошибке моей могилой, к счастью, не вместившей меня. Мы подошли к длинной кирпичной конюшне. Здесь 20-го января 1945 года я докладывал самому командующему фронта. Разумеется, я обратился к нему за разрешением доложить командиру нашей бригады, гвардии полковнику, стоявшему рядом. И ещё два или три генерал-майора танковых войск.  Но генерал Черняховский велел мне доложить ему. Только сейчас до меня дошла возможная вероятность этого события. Комбриг доложил, что два танка ушли далеко по направлению Кенигсберга. Что связь прервана из-за расстояния. А потом возобновилась, то есть, танки на обратном пути, и что не исключена возможность, что этот Счастливчик и на сей раз вырвется. И танкист Черняховский пожелал немедленно услышать доклад вырвавшегося из глубокого немецкого тыла. Если не это, почему он здесь стоял? Уже тогда с женой и сыном парами шагов я точно измерил расстояние от места, где я докладывал командующему фронтом, нет, не до переднего края. Переднего края ещё не было. Только четыре тридцать четвёрки нашей бригады. До немецкого танка на просеке у самой опушки. Ровно триста метров.  Мне удалось уничтожить этот танк за пару минут до встречи с командующим фронта генералом армии Черняховским. Ты понимаешь? Командующий фронтом в трёхстах метрах от немецкого танка! В трёхстах метрах! Там, где командиры батальонов почти не бывают.

черняховский отдает команду

Генерал армии Иван Черняховский отдает команду

Фото с сайта 

На следующий день, 21-го января 1945 года, я был тяжело ранен. (Причиной ранения Дегена было то, что тот “сброд блатных и нищих”, которым он вынужден был командовать после уничтожения его роты, не выполнил его команды “делай как я” и не пошел на штурм укрепленных немецких позиций. Перед этими позициями экипаж Дегена оказался в одиночестве. Он успел уничтожить один “Тигр” – Ф.Б.) Долго валялся без сознания в госпитале в глубочайшем тылу. А 19-го февраля я уже был в сознании. Не помню, временно, или уже постоянно. Лучше бы не приходил в сознание в этот день, когда я услышал по радио о гибели командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии Черняховского. А эта гадость… Прости, Феликс, но в переписке двух профессоров моя ненормативная танкистская лексика может твоими читателями восприняться, как чрезмерная, хотя  не существует ещё такого мата, каким я покрыл бы эту мразь. Но лучше – врезал бы по этой мерзкой морде.

Буду рад и благодарен тебе за подобные письма.

Ион Деген

22.02.2014

Posted in Колонка Иона Дегена


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *