Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

Хобби

К предыдущему

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ХОББИ

Психологически вычленение "зеркального" мира из внешней реальности связывается с сознанием внутренней неполноценности, с темой "раны".

Стерновский дядя Тоби (предвосхитивший образ Пиквика) создает внутренний "модельный" мир, мир хобби, как способ уяснить себе происхождение "раны", которую он получил во внешнем (реальном) мире. Стерн говорит об этой "ране" достаточно фривольно, в стиле XVIII века, но суть в том, что именно мир хобби (мир игры) позволяет автору говорить о "ране", избегая контекста. И снова уклонение от темы является ничем иным, как способом уходить во внутреннее пространство.

Кэрролл также думал о "ране", когда писал, что логика нужна ему для спасения в бессонные ночи от грешных мыслей. Здесь логика служит ключом к "другому миру", построенному по правилам игры, который также является способом забыть о "ране".

С фрейдистской точки зрения зеркальное царство скрывает грешные мысли профессора Доджсона, как и волшебный мир капитана Шенди, возникший на почве его сексуальной раны. В этом отношении "Лолита" В.Набокова может считаться фрейдистской реализацией тайных мыслей, в которых Кэрролл не смел себе признаться (и поэтому написал "Алису", а не "Лолиту"). Можно сказать, что сама идея двух сказок (или двух сторон зеркала по Честертону) — это ложная параллель между образами Алисы и Лолиты.

Фрейдистское переосмысление трагического сюжета действительно подменяет "музыкальную" сказку банальной, превращая Алису в Лолиту. Но трагический замысел совершенно не связан с банальным решением, хотя в области "банальной сказки" (паралитературы) он может оказаться более динамичным. И уж, конечно, сюжет приключенческого романа более естественен, чем мучительная (хотя и упоительная) музыкальность романов Достоевского. В этом легко убедиться, заменив "Преступление и наказание" детективом на ту же тему.

Надо сказать, что именно у Достоевского контрапунктическое ведение двух замыслов — банального и музыкального — играет огромную роль, и несомненно в этой двойственности лежит вся суть его художественного замысла.

Читать дальше

К содержанию книги "Огненный лед"

К комментариям в ЖЖ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *