Donate - Поддержка фонда Ф.Б.Березина

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика многостороннего исследования личности включает набор утверждений, которые испытуемому предлагается признать верными или неверными. Эти утверждения предъявляются испытуемому либо  в виде брошюры, которой прилагается бланк для ответов, либо на экране компьютера. При предъявлении теста в виде карточек используются 384 утверждения. В брошюрном и компьютерном варианте тест включает 377 утверждений.

В настояшее время редко используется карточный вариант, более трудоемкий для обработки: предъявление теста в виде комплекта карточек, которые он должен разложить в ящички, обозначенные словами «верно» и «неверно». При предъявлении теста в виде карточек используются 384 утверждения: в брошюрном и компьютерном варианте отсутствуют 7 утверждений, затрагивающих сексуальную сферу, которые при массовых обследованиях вызывают нежелательные затруднения.

Исследование должно проводиться в отдельной комнате, где ничто не отвлекает внимания испытуемого. Если исследуются одновременно несколько человек, помещение должно быть достаточно просторным и позволять разместить испытуемых таким образом, чтобы ни один из них не мог видеть отметок на бланке ответов других испытуемых. При этом необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. При исследовании одного испытуемого присутствие экспериментатора (врача или психолога) обязательно только в том случае, если этого требует состояние испытуемого (например, при работе с некоторыми категориями душевнобольных). Перед началом исследования испытуемым дается стандартная инструкция.

Приводим инструкцию для брошюрного варианта.

 

В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответов.

1. Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответов.

2. Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой

приходит в голову.

3. Номер на бланке ответов соответствует номеру утверждения.

Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиком левый квадратик рядом с соответствующим номером.

Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенных справа от соответствующего номера.

4. Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, ни одного утверждения не пропускайте. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения.

5. Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно и неверно, выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.

6. Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

7. При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

8. Не следует бояться ошибиться в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение определяется только по отношению к Вам в соответствии с Вашим собственным мнением.

9. Если Вы не можете принять решения самостоятельно, то запишите номер утверждения для консультации, но старайтесь, чтобы таких утверждений было как можно меньше. Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.

 

При предъявлении теста в виде комплекта карточек в инструкции изменяется только редакция, пунктов 3 и 4: испытуемому предлагается не отмечать свой выбор на бланке ответов, а положить карточку в соответствующий ящичек. Аналогичным образом изменяется пункт 9. После ознакомления с инструкцией исследователь отвечает на вопросы, касающиеся инструкции, если они возникли у испытуемых, и сообщает, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать верно данное утверждение или неверно нужно сразу, так, чтобы не тратить время на раздумье.

При соблюдении этого условия испытуемый отвечает на 4–7 утверждений в минуту, и выполнение методики занимает от 55 минут до 1 часа 30 минут. Время выполнения задания не ограничивается.

Некоторые включенные в тест утверждения могут вызывать недоумение испытуемых в связи с тем, что они касаются выраженных болезненных явлений или ситуаций, которые испытуемому трудно отнести к себе. В этом случае следует сообщить, что набор утверждений одинаков для исследования разных категорий испытуемых, а техника обработки результатов не позволяет исключить какие-либо утверждения, так как изменение номера (шифра) утверждения неизбежно вызовет ошибки при расшифровке. Если испытуемый обращается за консультацией, касающейся конкретного утверждения, исследователь должен не подсказывать или разъяснять смысл утверждения, а указать, что надо руководствоваться собственным пониманием утверждения и собственным к нему отношением, или напомнить соответствующий пункт инструкции. Исследователь не должен комментировать вопрос, выражать к нему отношения словами, мимикой или интонацией. При возникновении затруднений полезно обсудить с испытуемым 2—3 индифферентных по содержанию утверждения, чтобы убедиться, что он правильно понял инструкцию.

 

По окончании работы исследователь должен убедиться, что даны ответы на все входящие в тест утверждения. Обработка результатов производится с помощью специальных планшетов — ключей. Каждой шкале соответствует свой планшет. Для пятой шкалы имеется два планшета, отдельно для мужчин и женщин. С помощью планшетов подсчитывается первичный результат по каждой шкале. К первичному результату по некоторым шкалам добавляется результат, полученный по шкале К, или его определенная доля (см. стр. 39). С учетом этой поправки на специальной карте, составленной на основе популяционного стандарта (см. рис. 1), отмечается величина результата по каждой шкале. Линии, соединяющие эти точки, проводятся отдельно для оценочных и основных шкал и образуют профиль методики многостороннего исследования личности.

В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных программ, обеспечивающих предъявление утверждений теста не дисплее, автоматизированную обработку результатов и построение профиля.

Полученный профиль методики многостороннего исследования личности должен интерпретироваться специалистом. Тест, ключи, соответствующие компьютерные программы должны использоваться лицами, имеющими необходимую квалификацию во избежание положения, при котором «психодиагностические методы применяет кто-либо, не имеющий соответствующей квалификации и правомочия, и принимает на основании полученных результатов диагностические решения»[1].

Следует отметить, что психологическая или психиатрическая подготовка сама по себе еще не обеспечивает квалифицированного применения методики. Такое применение возможно только после направленного ее изучения.



[1]      «Психодиагностика», Чехословакия, 1971.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *