Музыкальное пространство
К предыдущему
ТРАГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Сам судия и подсудимый,
скажи: твой беспокойный Жар —
Смешной недуг иль высший Дар?
Реши вопрос неразрешимый.
Баратынский. Рифма
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ганс Рейхенбах пишет в "Направлении времени" о театральном зрителе, пытавшемся предупредить Ромео о том, что его любимая сейчас проснется. Но трагедию невозможно предотвратить, ибо она "записана на пленку", точнее, истинная трагедия, по сути своей, всегда "записана на пленку".
Время, будучи связано с некоторым выделенным процессом, меняет свой характер, становясь воспроизводимым. Именно в этом случае время может быть реализовано геометрически. Таким образом, геометрическая трактовка времени становится возможной именно тогда, когда трагическая развязка, покидая область случайностей, становится существенным элементом композиции.
Иначе говоря, теоретическое время "музыкально" в смысле, который придавал этому термину Томас Манн. В романе "Волшебная гора", главным героем которого является время, Манн отметил, что "музыкальное время" — выемка в обычном времени, куда устремляется музыка, несказанно его возвышая.
"Вычлененное" время воспроизводимо. Для него существует "в другой раз". Для естественных же процессов, зависящих от всего, что происходит во внешнем мире, ничего не повторяется. Но для создания такого искусственного музыкального пространства, близкого к "зеркальному царству" Льюиса Кэрролла, необходим специальный язык, настолько грамматически совершенный, что с помощью его синтаксиса можно строить фразы независимо от содержания символов, связанных грамматическими правилами.
Такая независимость структуры предложения от содержания высказывания проявляется в знаменитом примере академика Щербы: "Глокая куздра штеко бодланула бокра и курдячит бокренка" или в "Джаб-бервоки" Кэрролла. Именно существование формального языка, реализующего введенную нами структуру (то есть принцип относительности), позволяет до известной степени игнорировать контекст, иначе говоря, изымать какой-либо круг явлений из окружающего мира. Другими словами, такая формализация и лежит в основе абстрактного мышления, исследующего одни типы отношений за счет пренебрежения всеми остальными. Именно эта способность игнорировать связи превращает исследуемый процесс в "музыкальный" в духе приведенного высказывания из "Волшебной горы". Такая "музыкальность", с нашей точки зрения, является главным проявлением культурного, то есть теоретического мышления.
В поэзии принцип музыкальности приводит к сублимации обычного драматического сюжета в трагедию. Таким образом, для реализации трагического замысла печальное стечение обстоятельств должно стать необходимым. Тысячи историй, подобных "Ромео и Джульетте", могли кончиться вполне благополучно, но для несчастных любовников из Вероны нет спасения. Сама поэзия в лице Шекспира избрала их как трагических героев.
И в этом суть того внутреннего протеста, который вызывала у Б.Рассела попытка сведения духовной жизни человека к психологии. Именно о чисто психологической интерпретации Человеческого Духа, упрощающей его и обедняющей, и говорится в философской притче Б. Рассела "Кошмар психоаналитика". Конечно, эта притча, по-шекспировски сочетающая страсть души и ясность ума, не может считаться непреложным приговором такому сложному явлению, сочетающему науку и искусство, как система З.Фрейда.
К содержанию книги "Огненный лед"
Добавить комментарий